Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Фонтан-монумент «Самсон» в Киеве является одним из старейших фонтанов столицы. Он был построен в середине XVIII века, в то время когда в Европе фонтаны-скульптуры стали повсеместно распространёнными.
Эпизод борьбы Самсона со львом описан в Библии, в книге Судей Израилевых. Ветхозаветный силач Самсон, достигнув зрелости в нравственном отношении, был как бы зеркалом своего народа. И будучи, как и весь народ, посвященный Богу, он воплотил в своей жизни, как добродетели, так и пороки своего народа. Юно-ша имел крепкую веру, и в своих ратных подвигах он действовал силой Духа Господня. Среди таких подвигов выделяется встреча со львом, которого он, ещё будучи юношей, растерзал голыми руками: «И пошел Самсон с отцом своим и с матерью своею в Фимнафу, и когда подходили к виноградникам Фимнафским, вот, молодой лев рыкая идет навстречу ему. И сошел на него Дух Господень, и он растерзал льва как козленка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал» (Суд 14: 5-6). Могучие руки героя крепко схватили льва, и тот словно замер в миг предчувствия неизбежности смерти. Символичным является и то, что лев был уничтожен Самсоном в винограднике, который являет собой древний образ Израиля. Молодой неприкаянный лев, зашедший туда – образ врагов Израиля. Он приходит в эти места, чтобы найти себе место и отчасти разорить насаженные Хозяином лозы. В момент встречи Дух Господень сходит на Самсона и помогает ему в сражении. Таким образом, Господь сохраняет надежду, что молодой человек останется верен Ему и станет истинным судьей Израиля.
Скульптура выполнена в стиле барокко, Самсон представляется довольно реалистичным, в отличии от льва, который скорее напоминает игрушку. Возможно, таким он и был в восприятии Самсона. Лев не сопротивляется. В Библии не говорится прямо о том, что Самсон разорвал пасть льву, это творческое видение художников и скульпторов, которые в чём-то подражали античным образцам.
История создания
По мнению большинства историков, бассейн с родниковой водой на месте установления фонтана-скульптуры «Самсон» был здесь еще во времен Киевской Руси. Вода в него стекала по специальным деревянным желобам. А вот фонтан в классическом понимании этого слова появился в 17 веке. В то время в городах Западной Европы начали ставить фонтаны со скульптурами. Они украшали как площади, так и дома богатых людей. Например, старейший такой фонтан Украины радовал глаз в саду Подгорецкого замка на Львовщине.
В 1749 году на площади появился фонтан «Самсон». Внутри беседки установили скульптуру Самсона – библейского персонажа, раздирающего пасть льву. Автором этой композиции стал архитектор Иван Григорович-Барский. Однако во время пожара на Подоле в 1811 году фонтан и беседка существенно пострадали. Впоследствии ее отреставрировали. В 1934 году этот фонтан разобрали. К 1500-летию со дня основания Киева его все же решили восстановить. Обновленный фонтан «Самсон» (скульптуру создали по образцу сохранившейся копии) внутри барочной беседки открыли в 1982 году.
Отношение автора к вере
Иван Григорьевич Григорович-Барский всю жизнь работал в сфере церковного зодчества, возводил православные храмы и колокольни в стиле казацкого барокко. Он и сам внешне напоминает донского казака. Любовь архитектора к казацкой культуре была, вероятнее всего, не меньше, чем его любовь к православию. Создание фонтана «Самсон» в Киеве свидетельствует о глубоком интересе архитектора к Священному Писанию.
Биография
Иван Григорьевич Григоро́вич-Ба́рский (1713, Киев — 10 сентября 1785, Киев) — киевский архитектор, стал знаменит как последний крупный представитель позднего казацкого барокко. Происходил из рода Григоровичей-Барских. Родился он в 1713 году в семье состоятельного торговца. Учился в Киево-Могилянской академии. Работал в городском магистрате, был отцом 15 детей. Начал заниматься зодчеством уже в зрелом возрасте.
Построил в стиле украинского барокко множество храмов и колоколен: например, в Киеве: Константино-Еленинскую церковь (1743) на Подоле, надвратную церковь Кирилловского монастыря (1748—1760; не сохр.), колокольни церкви Рождества Богородицы (1754—1761) и церкви Воздвижения (1759—1763) Киево-Печерской лавры, Покровскую церковь (1766) и церковь Святого Николая Набережного (1772—1785) на Подоле. Реконструировал церковь Богородицы Пирогощи в 1770 году; а также собор Рождества Богородицы (1752—1764, совм. с Андреем В. Квасовым) и здание Полковой канцелярии (1753—1758) — в Козельце; Трёхсвятительская церковь в с. Лемеши (1760—1761) Черниговской губернии; собор и колокольня в Межигорском монастыре, близ Киева (1766); собор в Красногорском монастыре (1769) — ныне Черкасская область; Воскресенская церковь и 2-ярусная церковь-колокольня (обе 1772, приписываются Григоровичу-Барскому) — в Чернигове.
Одной из самых известных работ архитектора стал городской водопровод на Подоле с фонтанным павильоном «Самсон» (1748—1749).
В позднем творчестве Григоровича-Барского намечается переход к позициям классицизма. Об Иване Григоровиче-Барском режиссёром Валентином Соколовским в 1996 году был снят телевизионный фильм («Укртелефильм»).
Автор текста: Сарра Биллер