Самсон и Далила - Рубенс Питер Пауль

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Самсон и Далила
Самсон и Далила
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Произведение: Самсон и Далила
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: около 1609 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Питер Пауль Рубенс, создавая свой шедевр «Самсон и Далила» в стиле барокко, перенес на полотно ветхозаветную историю из Книги Судей о невероятно сильном израильтянине Самсоне и филистимлянке Далиле, продавшей его за серебро своим соотечественникам.

Художник взял за основу сюжета момент предательства Самсона его возлюбленной, которой удалось выведать, что в волосах заключена вся мощь Самсона и, обрезав их, его можно лишить всей силы: «И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его. Она сказала: Филистимляне идут на тебя, Самсон! Он пробудился от сна своего, и сказал: пойду, как и прежде, и освобожусь. А не знал, что Господь отступил от него» (Суд.16: 19-20). Место действия, происходящего на картине, – спальня, где Далила усыпила воина и позвала цирюльника, чтобы тот остриг ему волосы. На заднем плане, в дверях, уже видны солдаты, готовые схватить Самсона, когда тот окажется безоружным. Стоящая позади Далилы старуха со свечой в руке – персонаж, вымышленный Рубенсом, в Библии она не упоминается.

Рубенс использует символику, чтобы подчеркнуть трагичность сюжета. Так, в глубине комнаты видно статую Венеры – богини любви – и Купидона. Они служат напоминанием о том, что именно любовь к женщине послужила причиной гибели Самсона. Художник использует приглушенные цвета, но в то же время выделяет платье Далилы, делая его ярким и чувственным, что придаёт напряжённость сюжету полотна. В этой работе Рубенса прослеживается влияние итальянских мастеров, в частности, Караваджо.

История создания

Питер Пауль Рубенс — чрезвычайно важная для стиля барокко фигура. Художник создал «Самсона и Далилу» после восьмилетнего отъезда в Италию. Работа была заказана АлдерманомНиколасом Рококсом (1560–1640), лорд-мэром Антверпена, для частной резиденции. Рококс был не только покровителем, но и близким другом Рубенса. Картина была специально предназначена для размещения над 7-футовой мантийной полкой, откуда она должна была быть видна снизу. Картина была публично продана на благотворительность, когда Рококс умер в 1640 году, но неизвестно, кому она была продана. В 1700 году панно с именем Самсон и Далила было куплено принцем Иоганном Адамсом Андреасом I.

Свою картину, датированную 1609 г., Рубенс создавал после самого трагичного события в его жизни – смерти любимой матери. На тот момент художник только вернулся из Италии, где находился с 1600 г.

Отношение автора к вере

Рубенс принадлежал к католическому вероисповеданию, и религиозная живопись занимает большую часть его творчества. Сам художник жил в XVI-XVII веках, а это время, как известно, характеризуется восстановлением позиций римско-католической церкви после периода Контрреформации, когда отношение к протестантам отличалось непримиримой жестокостью.

Питер Рубенс на протяжении своей жизни отличался благочестием и с радостью принимал и выполнял заказы на библейские сюжеты, поскольку считал своим долгом увековечивать отрывки из Писания на полотнах. Несмотря на то, что он жил и творил в сложный и темный период для западного христианства, тем не менее, живописец умел находить положительные моменты и оптимистически смотреть на мир. Вера в живого Бога придавала ему сил и позволяла через свои работы транслировать добро и счастье другим людям. Картины Рубенса находили многочисленные отклики при его жизни. Это ещё раз подтверждает правильность выбранного им пути – человечеству нужен был свет, и этот свет несли в себе шедевры, созданные фламандским художником.

Биография

Питер Пауль Ру́бенс (нидерл. Pieter Paul Rubens; 28 июня 1577, Зиген — 30 мая 1640, Антверпен) — плодовитый южно нидерландский (фламандский) живописец, как никто другой воплотивший безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко. Питер Пауль Рубенс родился в Германии, в 1577 году, в семье фламандского юриста, по религиозным мотивам покинувшего родной Антверпен. Отец умирает через год после его рождения, а через 10 лет семья возвращается в Антверпен. Весной 1600 года будущий гений отправляется навстречу солнцу живописи, сияющему из Италии. Рубенс провел в Италии 8 лет, написав много заказных портретов и проявив свой выдающийся талант, внеся в этот жанр жизнь, экспрессию, колорит. Новшеством была и его манера тщательно прописывать пейзаж и детали фона портрета. Биографы и исследователи творчества Рубенса единодушно отмечают его необычайную свободу в живописи.

В 1609 году он женится на дочери статс секретаря Изабелле Брант, по горячей, взаимной любви. Их союз длился до 1626 года, до безвременной смерти Изабеллы, и был полон счастья и гармонии. В этом браке родились трое детей. В эти годы Рубенс плодотворно работает и его слава крепнет. Он богат и может писать так, как велит ему божественный дар.

В 1630 году он вновь женился на юной Елене Фоурмен (Фоурмент), дальней родственнице покойной жены. Она подарила ему пятерых детей. Семья живет за городом, и Рубенс пишет много пейзажей, сельских праздников на лоне природы. Он вновь счастлив и умиротворен. Его зрелое мастерство становится величественным и близким к абсолютному совершенству.

Позже начинают сказываться годы непрерывного труда, Рубенса мучает подагра, руки отказываются подчиняться. Болезнь быстро прогрессирует. Но и тогда природный оптимизм и ощущение полноты жизни не покидают его. 30 мая 1640 года в полном блеске славы и в расцвете таланта Питер Пауль Рубенс покидает земной мир. Его похоронили с невиданными почестями, а в знак признания величия его заслуг перед гробом несли золотую корону.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий