Рождественский собор Ферапонтова монастыря -
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание.
Рождественский собор Ферапонтова монастыря в Вологодской области — один из самых знаменитых памятников русского средневекового зодчества. Построенный в 1490 году, он был в 1502 году расписан прославленным иконописцем Дионисием. Эта роспись сохранилась до наших дней практически полностью. Сегодня она признана одним из самых значительных памятников мировой художественной культуры, так что собор Ферапонтова монастыря принят на охрану в качестве объекта мирового наследия ЮНЕСКО.
Проект росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря, выполненной прославленным иконописцем Дионисием (по этой работе получившим прозвище Ферапонтовского), по-видимому, готовился иконописцем по заказу Святителя Иоасафа Архиепископа Ростовского, и был, в основном, обращен к двум темам. Первая - собственно события земной жизни и чудеса Пресвятой Богородицы. Вторая - изображения Великих Вселенских соборов, решения которых служили утверждению основных догматов христианства, принятых во всех основных церковных конфессиях. Одним из главных направлений деятельности Великих Вселенских соборов стало преодоление ересей.
Но программной была не только роспись нового собора, чрезвычайное значение имел и сам архитектурный облик нового храма. Он возродил традиции московского строительства конца XIV века. В дальнейшем они получили свое новое развитие в архитектуре Успенского собора Кириллова монастыря (1497). Художественные решения зодчих Рождественского собора Ферапонтова монастыря заложили основные принципы северной русской школы зодчества.
Рождественский собор Ферапонтова монастыря имеет структуру классического русского средневекового храма: храм, внутреннее пространство которого разделено четырьмя квадратными столпами, делящими внутреннее пространство на девять «зон». Центральная зона увенчана световым барабаном с куполом. Расположению столпов внутри храма вторят пилоны, связанные со столпами в завершении полуциркульными сводами и опорными арками, на которые опирается барабан над центральной частью.
Опорные арки, поддерживающие световой барабан в центральной части, пирамидально повышаются к центру. Первоначально это было хорошо видно снаружи благодаря рядам, поднимающихся под центральным барабаном, закомар. Но в XVIII веке, при проведении ремонтных работ, фасады собора были надстроены - все здание собора перекрыли четырехскатной кровлей.
Собор Ферапонтова монастыря был поднят на высокий цоколь (подклет) с устройством на уровне основного яруса открытой галереи-паперти. В этот период еще только зарождалась традиция возведения специальных строений для храмовых звонниц, поэтому звонница в виде двухпролетной арки, для размещения колоколов, была устроена на северной стороне паперти.
Внутренняя структура Рождественского собора отражена и в декоре его фасадов, где пилоны выделены выступами пилястр. Они делят фасады на вертикальные зоны — прясла, завершенные «опорными» арками — закомарами. Особенностью фасадов Рождественского собора Ферапонтова монастыря стало также широкое использование выложенного кирпичного орнамента, выполненного внутри закомар и в завершении прясел фасадов, а также в завершении барабана в основании главы.
Архитектурные решения фасадов собора демонстрируют соединение в строительной артели, работавшей в Ферапонтовом монастыре, мастеров разных школ и даже стран - как московских, великокняжеских мастеров, так и итальянских зодчих.
Ферапонтов монастырь был закрыт в 1924 году, однако, его практически приняли на государственное хранение, как выдающийся памятник русской истории и культуры.
Еще в начале ХХ века, известный исследователь В.Т.Георгиевский опубликовал работу, посвященную памятникам Ферапонтова монастыря и росписям Дионисия. С тех пор традиция изучения Ферапонтова монастыря имели практически непрерывное развитие.
Рождественский собор Ферапонтова монастыря сегодня входит в состав Объединенного Кирилло-Белозерского музея-заповедника. В 2018 году Святейшим Синодом Русской православной церкви принято решение о полном восстановлении общины Ферапонтова монастыря, с сохранением в Рождественском соборе Музея фресок Дионисия.
В настоящее время богослужение в монастыре проводится в храме Богоявления над Святыми воротами, а также в храме в честь св. Преподобного Мартиниана первой половины XVII века.
История создания.
Ансамбль Ферапонтова монастыря входит в круг особо почитаемых православных святынь Русского Севера, получивших определение «Русская Фиваида». Наиболее активное освоение этого района относится к эпохе утверждения власти Московского Великого княжества в конце XIV века. Началом этого освоения стала миссионерская и просветительская деятельность иноков — воспитанников московских монастырей, ставших духовными просветителями и организаторами местных жителей. Таким актом миссионерства стало прибытие на север двух иноков — учеников Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца и его племянника Федора, архимандрита Симонова монастыря и, впоследствии, Святителя Епископа Ростовского: Кирилла и Ферапонта. Они основали здесь знаменитейшие монастыри (получившие утверждение уже после смерти Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца в 1392 году) — Белозерский Успенский (Кирилло-Белозерский, основан в 1397 году) и Рождественский (Ферапонтов, основан в 1398 году).
Устройство монастырей на неосвоенном Русском Севере, уподобляло их создателей раннехристианским подвижникам, прятавшимся от притеснений и соблазнов в египетских пустынях — отсюда и возникло понятие «Русская Фиваида» (от Фив, старинное название египетских земель).
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы (Про Рождество Богородицы известно только из апокрифов, но пророчество свершил ветхозаветный евангелист Исайя, который сказал: «Се, Дева во чреве пришлет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14)) является одним из самых почитаемых событий годичного цикла во всех основных конфессиях Христианства. В эпоху преподобных Кирилла и Ферапонта, именно на Праздник Рождества Богородицы (празднование 21 сентября по новому стилю) произошло одно из самых выдающихся событий эпохи: в этот день, 1сентября 1380 года, русскому воинству, заступничеством Пресвятой Богородицы, была дарована победа в Куликовской битве.
Особый этап почитания Пресвятой Богородицы наступил в конце XV века. Тогда, по заступничеству Пречистой, свершилось множество знаменательных событий: к Москве был окончательно присоединен Великий Новгород, Московское княжество окончательно прервало вассальную зависимость северо-восточной Залесской Руси от татарской Золотой орды.
В благодарность за это покровительство и заступничество, в Москве было обновлено Митрополичье подворье (резиденция Московских Митрополитов и, впоследствии, Патриархов), кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, княжеский Благовещенский собор и др. Обновление и украшение Ферапонтова монастыря в 1490-е годы явилось продолжением этого особенного чествования Пресвятой Богородицы. Инициатором обновления и украшения Ферапонтова монастыря в конце XV века стал бывший монах этого монастыря, один из выдающихся деятелей Русской Православной церкви этого периода, ростовский архиепископ Иоасаф (Оболенский).
По преданию, судьбу будущего архиепископа Иоасафа, князя Ивана Никитича Оболенского, предрек почитаемый ростовский юродивый Исидор, памяти которого посвящен один из лучших посадских храмов Ростова близ городских укреплений валов. После смерти при родах супруги в 1437 году, И.Н.Оболенский принял постриг в Ферапонтовом монастыре, в котором продолжительное время был иноком. В 1480 году он был назначен игуменом, но оставался в этой должности недолго, потому что сменил на Ростовской кафедре видного иерарха Вассиана Рыло.
Архиепископ Иоасаф пользовался большим авторитетом среди современников. Положение его в большой степени определялось придворными связями. Судя по отдельным замечаниям, у архиепископа были достаточно короткие отношения с семьей Великого князя Ивана III. Но в 1488 году он оставил Епископскую кафедру (одной из причин, по-видимому, стал преклонный возраст) и вернулся в Ферапонтов монастырь.
Архиепископ Герасим просил Иоасафа вернуться. Он считал, что Иоасаф нужен в Ростове, в это наступающее непростое время.
Как показывает изучение духовных и художественных особенностей памятника, строительство в 1490 году и роспись в 1502 году нового собора Рождества Пресвятой Богородицы стали актами духовного и художественного утверждения канонов Православия в противостоянии ересям.
Автор текста: Сергеев Сергей Васильевич.