«Рождественская звезда» - Бродский Иосиф Александрович
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

«Рождественская звезда»
В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе,
Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти:
мело, как только в пустыне может зимой мести.
Ему все казалось огромным: грудь матери, желтый пар
из воловьих ноздрей, волхвы — Бальтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда.
Он был всего лишь точкой. И точкой была звезда.
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях Ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца,
24 декабря 1987 г.
Описание произведения.
В первой строфе стихотворения «Рождественская звезда» автор рассказывает о месте, в котором произошло Рождество Христово. Интересно, что сюжет стихотворения о Звезде начинается не на небе, а внизу, на плоской пустынной местности, где зимняя метель залепляет путнику песком глаза. Можно представить себе картину неявного присутствия звезды — читатель хочет её увидеть, но метёт, и неба не видно. Мир, в котором, как нам известно, должен родиться Христос, предстаёт читателю как пустыня зимой. Это не Эдем Библии, сотворённый Богом, это опустошённая падшим человеком злая земля, безлюдная, безводная, безлесная, бездомная: «В холодную пору, в местности, привычной скорей к жаре, / чем к холоду, к плоской поверхности более, чем к горе». При помощи противоположностей, которые автор вводит в первые строфы («холод – жара, плоскость – гора, точка – огромный»), поэт попытался создать образ земного мира, который гибнет от зла и смерти и ожидает Спасителя. Автор крайне сдержан в своём рассказе — факты рождественской истории не нуждаются в усилении — они до безумия невероятны: «Младенец родился в пещере, чтоб мир спасти». Не Христос, Которого ждёт гибнущий мир, а всего лишь Младенец — точка во Вселенной: «Он был всего лишь точкой». Огромные «Бальтазар, Гаспар, / Мельхиор; их подарки, втащенные сюда» — поражают воображение Спасителя – волхвы смотрят на Младенца видящим взглядом пророков и с ними смотрит на Него с надеждой мир, и подносит Спасителю дары и пророчества, умоляя о спасении. В час, когда мир кланяется Младенцу, на небе является Звезда, которой и посвящено стихотворение. Она второй раз возникает в стихах неявно — точкой: «и точкой была звезда». Именно эта едва заметная точка вывела волхвов к пещере Младенца. Бога нельзя увидеть плотскими очами. Он является невидимо, из сердечной глубины. Вся третья строфа посвящена Звезде и её взгляду на Сына: «издалёка, / из глубины Вселенной, с другого её конца, / звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца». Этот вечно длящийся взгляд «внимательно, не мигая», «издалёка, / из глубины Вселенной, с другого её конца» — скрывает в себе всё евангелие, всю Священную историю человечества, всё неведомое нам «домостроительство тайн Божьих». Христос способен спасти мир, потому что между ним и Богом-отцом нерасторжимая связь. Таким образом, в мире контрастов является абсолютное единство Бога-Отца и Бога-Сына. И слитность эта способна по образу своему объединить разделённое первородным грехом Бытие.
История создания.
Стихотворение И.Бродского «Рождественская звезда» входит в цикл из двадцати трёх стихотворений «Рождественские стихи», посвященный Рождеству и Новому году. Цикл можно разделить на два периода. Первый — советский период (1961-1972) из семи стихотворений; второй — американский (1987-1995), включающий основной корпус уникальных стихов, не имеющих аналогов в русской поэзии. В стихах первого периода много личных переживаний поэта о жизни, в которой много горечи, одиночества и пустоты. От стихотворений второго периода веет холодной вечностью, в них есть некая отстранённость, словно поэт смотрит на жизнь как молчаливый и сторонний наблюдатель. Советские стихотворения Бродского описывают преображающее действие Рождества на людей; американские — делают акцент на чуде явления Богочеловека. Повседневность уходит в тень, затухая и исчезая в событии, свершившемся в далёком Вифлееме. Тема вечности становится определяющей. Есть мнение, что цикл появился в результате бесед с Анной Ахматовой о переложении библейской истории в стихи. Так, чтобы поэзия оставалась не ниже уровня пастернаковского цикла, но при этом была бы понятна простому читателю. В одном интервью Иосиф Бродский рассказал, что цикл появился, благодаря картинке «Поклонение волхвов», которую он вырезал из журнала и повесил на стене. Поэт часто и подолгу смотрел на неё, и однажды родились стихи.
Стихотворение «Рождественская звезда» написано Иосифом Бродским в 1987 году – во второй, американский, период работы над Рождественским циклом. Аскетичность, сдержанность, прозрачность мысли — характерны для этого периода. Поэт, написавший «Рождественскую звезду» амфибрахием признавался: «Чем этот самый амфибрахий меня привлекает — тем, что в нем присутствует монотонность. Он снимает акценты. Снимает патетику. Это абсолютно нейтральный размер». В стихотворении профанное как бы естественно сближается с сакральным, ближнее с дальним, плотское с метафизическим. Всё это задаёт тон высокой трагедии спасения человечества.
Отношение автора к вере.
Христианство для Бродского было величайшим явлением, но не столько в духовном, сколько в культурообразующем плане. Поэт восхищался вызванным христианством культурным переворотом, после которого время потекло иначе. По словам Юрия Кублановского, Бродский «полагал, что ведёт свой диалог с Творцом». С этим диалогом связаны представления поэта о слове, общении и языке. Язык, по Бродскому, начало начал. Иосиф Александрович не раз признавался, что «если Бог для меня и существует, то это именно язык». Эта идея уже почти вплотную приближена к библейскому: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Слово, общение, речь – вещи бесконечно важные для христианства. Слово открывает разные пласты бытия: сочетание идеального и материального преобразует реальность. По мнению Бродского, таким преобразующим свойством обладает поэтическое слово. Поэзия для Иосифа Александровича являлась служением языку, способом осмысления жизни и сопротивлением немой бездне смерти.
Биография.
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде, в семье капитана ВМФ СССР Александра Ивановича Бродского и Марии Моисеевны Вольперт, работавшей бухгалтером. Младенцем, Иосиф вместе с матерью оказался в блокадном Ленинграде (отец был на фронте), откуда ей удалось эвакуироваться с сыном в Череповец. Вернулись они в Ленинград в 1944 году, после снятия блокады. По окончании 7 класса, Иосиф бросает учёбу, чтобы, зарабатывая, помогать семье. Работает истопником, матросом, помощником прозектора в морге, рабочим в геологических экспедициях. — Эти занятия приводят его к нервному срыву. Много читает, изучает иностранные языки. Начинает писать стихи в 18 лет. В 1959 году знакомится с молодыми поэтами литературного объединения ДК Промкооперации. Входит в круг знакомства А.Ахматовой, Л.Чуковской, Н.Мандельштам. Эстетические взгляды Иосифа Александровича формируются в атмосфере послевоенного Ленинграда. Неоклассическая архитектура, повреждённые бомбежками здания, окраины, вода, многочисленные отражения — вот основные мотивы его детских и юношеских поэтических воспоминаний. Многим сочинениям Бродского этого периода свойственна музыкальность. Событием в жизни поэта стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Цветаева и Баратынский, а позже Мандельштам — определили стиль его поэзии. Первая публикация состоялась в журнале для детей «Костер» — «Баллада о маленьком буксире». В марте 1964 года поэт «за тунеядство» был приговорён к пяти годам принудительного труда в Архангельской области. В ссылке Бродский интенсивно читает и пишет. Тем временем, на его защиту встают многие советские и зарубежные деятели культуры. Когда, спустя полтора года, ссылка, благодаря усилиям общественности, была отменена, он вернулся в Ленинград зрелым поэтом. В 1965 году Иосиф Александрович был принят в Союз Писателей. Несмотря на напряжённую литературную деятельность, Бродского продолжали травить и вскоре перестали печатать. Стихи его на родине широко расходились в самиздате и публиковались за рубежом в оригинале и в переводах. В СССР это не могло не повлиять на судьбу поэта. В 1972 году Бродского вынудили эмигрировать в Австрию. Оттуда он переехал в Лондон, и в том же 1972 году начал преподавать в Мичиганском университете. С этих пор, на протяжении последующих 24 лет, он занимает профессорские должности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Книги стихов Бродского выходят на русском языке и в переводах. С 1972 года он уделяет много внимания эссеистике, которую публикует на английском языке. В 1987 году Иосиф Бродский становится лауреатом Нобелевской премии. Его речь на вручении премии стала культовым явлением в мире литературы. В 1990 году поэт женится на итальянской аристократке Марии Соццани, русской по материнской линии. Поэт не смог увидеть родину, родителей, друзей. Когда его родители умерли, сына не пустили их похоронить. Иосиф Бродский уходит из жизни в Нью-Йорке, в 1996 году.
Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.