Рождение Иоанна Крестителя - Пизано Андреа

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Рождение Иоанна Крестителя
Рождение Иоанна Крестителя
Автор: Пизано Андреа
Местонахождение: Баптистерий Иоанна Крестителя, Соборная площадь, Флоренция, Италия
Произведение: рельеф «Рождение Иоанна Крестителя» («Южные врата»)
Жанр: Скульптура
Год создания: 1330 – 1339 гг.
Эпоха: Средние века, Готика
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Южные ворота баптистерия Иоанна Крестителя возле флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре – первое монументальное произведение Андреа Пизано, выдающегося скульптора средневековой эпохи. Содержащие рельефные сцены и образы из Нового и Ветхого Завета, позолоченные бронзовые Врата размером 428 х 577 см поражают своим ювелирным исполнением и великолепием. Они состоят из двадцати восьми панелей, скульптурные композиции в которых окружены квадрифолиями – готическими декоративными элементами. По периметру Врата оформлены цветочным орнаментом с фигурками ангелов и святых.

Рельеф «Рождение Иоанна Крестителя» находится на правой панели второго ряда левой створки ворот и представляет библейскую сцену рождения Предтечи в семье праведного Захарии.

На клейме представлена многофигурная композиция, в центре которой находится лежащая на постели Елисавета, окружённая родственницами и знакомыми, помогающими ей в родах. Две женщины, изображённые над праведницей, держат в руках сосуд и лампу, другие две, сидящие в изножье кровати, омывают младенца. «Елисавете же настало время родить, и она родила сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею» (Лк.1:57–58). В библейские времена отсутствие у супругов детей считалось большим несчастьем и карой Господней. Взгляд матери, исполненный любви, направлен на младенца. Елисавета, на протяжении долгих лет выслушивавшая поношения близких за свое бесплодие, родила дитя, благословленное Господом. «… И ты младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, ибо по благоутробному милосердию Бога нашего, которым нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира» (Лк.1:76).

Образы женщин и младенца прорисованы мастером до мельчайших деталей; выражение лиц, жесты, предметы обихода, детали одежды – всё оживляет библейскую сцену, делает её понятной даже неискушённому зрителю. Характерной особенностью творчества Андреа Пизано, как и всех флорентийских скульпторов, в совершенстве владевших ювелирным ремеслом, является внимательное отношение к мельчайшим деталям композиции. Кроме тщательной проработки образов библейских персонажей, с поразительной точностью переданы и второстепенные детали рельефов – архитектура, сопутствующие предметы, одежда.

История создания

В центре Флоренции, на Соборной площади, находится баптистерий Святого Иоанна Крестителя, который был построен в Римской империи ещё в V столетии. Баптистерий Сан Джованни – один из лучших образцов романского стиля в архитектуре. Восьмиугольное здание облицовано плитами зеленого и белого мрамора, украшено колоннами и статуями, его грани оформлены пилястрами и полукруглыми арками. С трех сторон здания – с южной, северной и восточной располагаются бронзовые ворота.

Позолоченные бронзовые двери для флорентийского баптистерия Иоанна Крестителя – один из первых крупных заказов, выполненных Пизано (1330 – 1339). Они украшены 28 барельефами, двадцать из них – со сценами из жития Иоанна Крестителя, восемь нижних представляют образы Добродетелей. Первоначально двери находились на восточной стороне баптистерия, напротив собора Санта-Мария-дель-Фьоре, в настоящее время – в его Южном портале.

Вот что пишет историк итальянского искусства, Джорджо Вазари о том, почему оформление Врат было доверено именно Пизано и как оно производилось: «Ему, говорю, было поручено завершить ее, ибо среди многих, работавших до того времени, он был признан наиболее достойным, наиболее опытным и наиболее дельным мастером не только Тосканы, но и всей Италии. Таким образом, он к этому и приступил с духом, полным решимости не щадить ни времени, ни трудов, ни рвения для выполнения работы столь важной; и судьба благоприятствовала ему настолько в этом литье, что он, в те времена, когда еще не знали тех секретов, которые теперь известны, в течение двадцати двух лет довел эту работу до того совершенства, какое мы видим ныне…Не обойду молчанием и того, что при выполнении этой двери Андреа пользовался помощью сына своего Нино, который впоследствии стал мастером гораздо лучшим, чем был его отец».

Отношение автора к вере

На протяжении всей своей плодотворной жизни Андреа Пизано выполнил несколько значимых скульптурных композиций, и все они были созданы на религиозную тематику – это Врата баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции, скульптуры, украшающие соборы Флоренции, Пизы и Орвието. Его работы на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы, и выражают истинные чувства мастера.

Венцом выражения религиозных чувств скульптора стали монументальные Врата флорентийского баптистерия – композиции на сюжеты из Ветхого и Нового Заветов, над которыми мастер трудился почти десятилетие. В них скульптор, с помощью выразительных средств искусства эпохи Возрождения, сумел передать истинный путь добродетельной жизни, а также всю пагубность страстей человеческих и неотвратимость воздаяния за совершённые грехи.

Биография

Андреа Пизано (де Понтедера) – итальянский архитектор, скульптор и ювелир, родился около 1290 года в семье нотариуса из Пизы, Уголино ди Нино, в местечке Понтедера. По сведениям исследователей его биографии, Андреа обучался художественному мастерству в Пизе. Первое документальное упоминание о скульпторе Андреа Пизано – 1330 год, тогда ему было заказано оформления дверей баптистерия Иоанна Крестителя во Флоренции. Эта работа стала главной для мастера и была закончена в 1339 году. У Андреа были сыновья – Нино и Томмазо, тоже ставшие скульпторами и даже превзошедшие отца в мастерстве.

По чертежам Андреа Пизано были возведены замок Скарперия в Муджелло, у Апеннинских гор, баптистерий в Пистойе и некоторые здания во Флоренции. В качестве скульптора он работал над украшением собора в Орвието, организовал скульптурную мастерскую во Флоренции. Вместе с великим Джотто работал над украшением кампанилы флорентийского собора, около 1340 года был назначен главным мастером этого собора. Вот что пишет о скульпторе Джорджо Вазари : «Андреа Пизано, который занимался скульптурой во времена Джотто, внес в это искусство такое улучшение, что за свои дела и знания почитался в этой деятельности мужем величайшим из тех, что до той поры были у тосканцев, и в особенности в литье из бронзы».

В 1343 году Андреа уехал из Флоренции в Пизу. В 1347 году Пизано был назначен главным мастером собора в Орвието. Умер скульптор во время чумы 1348 года, погребен сыновьями в Санта-Мария-дель-Фьоре с эпитафией:

«В урне большой здесь покоится Андреа.

Из мрамора который мог сотворить лица живые

И ставил посреди храмов изображения богов

Из меди, из блестящего золота, из прекрасной слоновой кости».

Автор текста: Марина Румянцева

Оставить комментарий