Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«We praise thee, O Lord» (Мы восхваляем Тебя Господи или Тебе Бога хвалим) «Queen Caroline Te Deum» (Те Деум Королевы Каролины) – древний христианский гимн IV в, на слова которого Г.Ф.Гендель написал свое сочинение для шести солистов, хора и инструментального ансамбля. Произведение было написано по случаю благополучного прибытия в Лондон будущей королевы- консорта Каролины. Это произведение стало носить имя монаршей особы, так как очень понравилось королю Георгу II.
Произведение наполнено радостью и счастьем – для более торжественного звучания композитор добавил трубу в инструментальный ансамбль. Текст святого Амвросия Медиоланского не претерпел изменений, а Генделю удалось представить его несколько необычным образом - хор, солисты и инструменты настолько умело чередуются между собой, что создают единую ткань произведения, но при этом строки будто вспыхивают и озаряют собой пространство, не давая возможности слушателю отвлечься даже на минуту.
История создания.
«Queen Caroline Te Deum» впервые было исполнено в 1714 году на приеме в честь будущей королевы Каролины, а после того, как она стала королевой- консортом, супругой короля Георга II этот гимн стал носить ее имя ,и звучал в ее честь по случаю государственных праздников. Король, который присутствовал на первом представлении этого масштабного гимна, отблагодарил композитора, увеличив его пожизненное жалование вдвое – четыреста фунтов вместо двухсот в год. Сегодня произведение очень популярно в концертном исполнении. Существует вариант исполнения на английском языке.
Отношение автора к вере.
Георг Фридрих Гендель родился в набожной семье протестантов. Его дед по материнской линии был священником. Дед и бабушка композитора по отцу выбрали для постоянного места жительства г. Галле (протестантский регион Саксония), что позволило им избежать потрясений «тридцатилетней» войны, когда масса народа была вовлечена в братоубийственную вражду на почве религиозных разногласий между католиками и протестантами. Мать композитора была очень милостива и склонна к самопожертвованию ради ближних, и такое христианское отношение прививала сыну. Отец был практичным человеком и хотел дать сыну «надежное», по его мнению, образование – юридическое. Маленький Георг с юности любил церковную музыку и с удовольствием посещал богослужения, но кроме этого он рано стал проявлять тягу к музыкальным инструментам. Отец воспротивился таким порывам сына настолько, что не только запретил ему иметь дома инструменты, но даже посещать с визитами дома, где таковые были. Мальчик, однако же, находил случай по ночам тайком играть на спинете в мансарде. Промысл Божий управляет миром – однажды Гендель в возрасте около восьми лет сопровождал отца в поездке и, пробравшись в часовню святой Троицы, в герцогском дворце сыграл на придворном органе. Герцог Иоганн Адольф I, которого потом Гендель всю жизнь считал своим благодетелем, отметил прекрасную игру мальчика и посоветовал отцу не препятствовать его музыкальному образованию. Отец не мог ослушаться и уже в 1694 году отдал мальчика в учение композитору и органисту в г. Галле Ф.В. Цахау. Это был первый и последний учитель Генделя, но эта школа дала ему все – он получил все навыки грамотной композиции, для него Цахау открыл свою обширную библиотеку светской и духовной музыки разных эпох и стилей, он много копировал, чтобы усвоить сложную науку гармонии и выработать собственный стиль. Это были очень напряженные, но интересные месяцы обучения. И, наконец, с девяти лет в течение трех лет Гендель писал музыку для еженедельных церковных служб по поручению своего учителя.
С 1702 года композитор проходил обучение в университете г. Галле, изучая богословие и право, как того хотел его отец, но право его не увлекло. В эти годы он также служил органистом в соборе и снова писал много церковной музыки. Впоследствии эта его увлеченность проявила себя в прекрасных библейских ораториях – жанре, который прославил Генделя на весь мир. Он унаследовал от матери, а также от преподавателя богословия в университете Августа Германа Франке христианское милосердное отношение к слабым и немощным и это стало импульсом к благотворительной деятельности композитора. Будучи известным и влиятельным человеком он никогда не забывал о нуждающихся, а его творчество более всего является подтверждением его веры и прекрасного знания Священного Писания.
Биография.
Будущий великий композитор Георг Фридрих Гендель родился в 1685 году в г. Галле (Бранденбург – Пруссия) в обеспеченной семье выдающегося хирурга- парикмахера и дочери священника. Отец готовился дать сыну солидное образование, способное обеспечить безбедную жизнь. Сын исполнил его волю и окончил университет, но выбрал свой путь – композитора церковной и светской музыки. Он был дружен с известным немецким композитором того времени Г. Ф. Телеманом, и вместе они увлеченно занимались любимым делом.
В 1703 году Гендель переехал в Гамбург, чтобы ближе познакомиться с оперой – жанром, особенно привлекавшим его в то время. Здесь увидели свет его первые оперы. И, конечно, когда поступило приглашение в 1706 году ехать в Италию для совершенствования в этом жанре, композитор, не раздумывая, согласился. В Италии его талант оперного композитора проявил себя в полную силу – публика аплодировала стоя на представлениях, а Гендель усвоил все важные аспекты итальянского стиля.
В 1710 году композитора пригласили в Лондон в качестве капельмейстера принца Георга и будущего короля Великобритании. В Лондоне композитор основал впоследствии три оперные компании в разных театрах и добился успеха за счет привлечения англичан вместо итальянской труппы. Так появились его знаменитые хоры, получил широкое распространение жанр оратории. Изначально это было сделано, чтобы сократить расходы на представление – не требовались дорогие костюмы и декорации, и можно было привлечь местных жителей, вместо иностранцев. Но потом жанр стал полностью самостоятельным – хор у Генделя – это отражение народа, а не просто безликая масса.
Композитор получил английское гражданство, и Великобритания по праву стала его второй родиной – расцвет творчества пришелся на годы работы в Королевской опере, он смог реализовать все свои смелые замыслы в композиции, ему заказывали музыку для придворных торжеств и его гимны становились коронационными. Величию Генделя не было соперников…Он достиг всего о чем мечтал, но, к сожалению, в 1753 году после неудачной операции композитор полностью ослеп и до 1759 года работал в полной темноте. Он дирижировал своей последней ораторией «Мессия» 6 апреля 1759 года и силы покинули его. Перед смертью в канун Пасхи 14 апреля 1759 года великий композитор шептал слова из оратории «Мессия»: «Я знаю, мой Спаситель жив» и с этими словами перешел в мир иной. Он был, с большими почестями, похоронен в Вестминстерском аббатстве и на надгробии были написаны его последние слова и изображены ноты…
Автор текста Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
We praise thee, O Lord,
We acknowledge thee to be the Lord.
All the earth doth worship thee,
The Father everlasting.
To thee the angels cry aloud,
The heavens and all the powers therein.
To thee Cherubin and Seraphim continually cry:
Holy, holy, holy! Lord God of Sabaoth,
Heaven and earth are full of the majesty of thy glory.
(Tenor solo with orchestra, followed by chorus with orchestra, then bass soloist with orchestra)
The glorious company of the Apostles praise thee,
The goodly fellowship of the Prophets praise thee,
The holy church throughout all the world
Doth acknowledge thee,
The Father of an infinite majesty,
Thine honourable, true and only son,
Also the Holy Ghost the Comforter.
Thou art the King of Glory, O Christ,
Thou art the Everlasting Son of the Father.
(Alto solo with solo recorder and orchestra, joined by chorus)
When thou tookest upon thee to deliver man,
Thou didst not shun the Virgin's womb.
When thou had'st overcome the sharpness of death,
Thou did'st open the Kingdom of Heaven to all believers.
Thou sittest at the right hand of God
In the glory of the Father.
We believe that thou shalt come to be our Judge.
We therefore pray thee help our servants,
Whom thou has redeemed with thy precious blood.
Make them to be number'd with thy Saints in glory everlasting
O Lord, save thy people and bless thy heritage,
Govern them and lift them up forever.
(Soloists, chorus, solo trumpet and orchestra)
Day by day we magnify thee,
And we worship thy name for ever, world without end.
(Alto solo with orchestra)
Vouchsafe, O Lord, to keep us this day without sin,
O Lord, have mercy upon us,
O Lord, let thy mercy lighten upon us
As our trust is in thee.
(Chorus with solo trumpet and orchestra)
O Lord, in thee have I trusted,
Let me never be confounded.
Мы восхваляем тебя, Господи,
Мы признаем тебя как Господа.
Вся земля поклоняется тебе,
Отец вечный.
Тебе ангелы громко плачут,
Небеса и все силы в них.
Тебе Херувимы и Серафимы постоянно вопиют:
Святой, святой, святой! Господь Бог Саваоф,
Небеса и земля полны величия твоей славы.
(Соло с оркестром, затем хор с оркестром, затем басист с оркестром)
Славная компания апостолов хвалит тебя,
Благая дружба Пророков восхваляет тебя,
Святая Церковь по всему миру
Признаю тебя,
Отец бесконечного величия,
Твой благородный, верный и единственный сын,
Также Святой Дух Утешитель.
Ты Царь Славы, о, Христос,
Ты - Вечный Сын Отца.
(Альт соло с сольным рекордером и оркестром, к которому присоединился хор)
Когда ты взял на себя, чтобы избавить человека,
Ты не избегал чрева Девы.
Когда ты преодолел остроту смерти,
Ты открыл Царство Небесное для всех верующих.
Ты сидишь с правой стороны от Бога
Во славу Отца.
Мы верим, что ты станешь нашим Судьей.
Поэтому мы молим тебя помочь нашим слугам,
Кого ты искупил своей драгоценной кровью.
Сделай так, чтобы они были рядом со своими Святыми во славе вечной
Господи, спаси народ твой и благослови наследие твое,
Управляйте ими и поднимайте их навсегда.
(Солисты, хор, сольная труба с оркестром)
День за днем мы возвеличиваем тебя,
И мы поклоняемся твоему имени навсегда, миру без конца.
(Альт соло с оркестром)
Господи, Господи, чтобы сохранить этот день без греха,
Господи, помилуй нас,
Господи, дай нам милость твою
Как наше доверие в тебе.
(Хор с сольной трубой и оркестром)
Господи, я доверился тебе,
Позволь мне никогда не смущаться.