yandex

«Псалом» - Пауль Целан

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«Псалом»
«Псалом»
Автор: Пауль Целан
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1963 г.
Эпизод в Библии:

Псалом

Некому замесить нас опять из земли и глины,

некому заклясть наш прах.
Некому.

Слава тебе, Никто.
Ради тебя мы хотим

цвести.
Тебе
навстречу.

Ничем
были мы, останемся, будем
и впредь, расцветая:
Из Ничего —
Никому — роза.

Вот
пестик ее сердечно-святой
тычинки небесно-пустые
красный венец
из пурпурного слова, которое мы пропели
поверх, о, поверх
терний.

Описание произведения.

Тема «Псалма» Пауля Целана с первых же фраз обозначена двумя центральными понятиями: «Никто» (Niemand) и «Ничто» (Nichts). Первое появляется в начале стихотворения («Niemand knetet uns wieder aus Erde und Lehm»), отсылая нас к эпизоду Книги Бытие о сотворении человека (Быт.2:7). Из-за отрицательного местоимения начало стихотворения должно погружать нас в состояние богоотсутствия, но переводчица решила подчеркнуть личностный характер слова «никто», заменив его на падежную форму местоимения «некто».

Вторая строфа начинается со слов «Слава тебе, Никто». Эта строчка заставляет вспомнить, что перед нами «Псалом» - поэтическая форма молитвы. Почти личное обращение поэта к «Никто» свидетельствует о том, что в художественной реальности данного стихотворения так обозначен Бог.

К Богу обращается человечество («мы»), слепленное из «персти и глины», буквально из пустоты: «Ничто были мы, и есть, и будем». Чёткая дихотомия понятий Никто – Ничто (Бог – человечество) заставляет вспомнить о самом начале взаимоотношений между Всевышним и человеком. Суть этих отношений выражена в конце второй строфы: «тебе навстречу». Встреча, соединение с Богом – смысл существования человечества. Бог не создаст мир заново, поэтому на людях лежит ответственность за взращивание своего внутреннего сада. Они должны расти над собой, «расцветать». Человечество, чтобы соединиться с Богом, должно предложить Богу лучшее, что накопило в себе; чистейшие плоды духа и творчества. В конце третьей строфы есть момент, который нельзя выразить в переводе: Божественное Никто и цветок души, выпестованный человеком, объединяются в единое целое, «Niemandrose» (Роза - Никому).

Четвертая строфа полностью посвящена описанию этого плода, розы. Пыльца прекрасной розы человечества устремлена к Богу (Никто), а небо, на самом деле, не пусто – оно лишь невыразимо. Вот почему мостиком между творением и творцом становится слово. Именно оно соединяет человека с Богом.

История создания.

Сборник Пауля Целана «Роза – Никому» («Die Niemandrose»), названный по главной строчке из «Псалма», был издан в 1963 году и посвящен памяти О.Мандельштама. Русский поэт, по мнению исследователей, незримо присутствует в стихотворениях этого сборника. Так, Эфраим Баух предполагает, что идея названия могла быть навеяна строчками из юмористического стихотворения Мандельштама: «Дайте Тютчеву стрекозу – догадайтесь почему! Веневитинову – розу. Ну, а перстень – никому».

В 1963 году Целан находился на пике славы. В 60-м он получил престижную премию Георга Бюхнера за стихотворение «Фуга смерти». Однако за славой последовали неприятные события: Целана обвинили в плагиате, у поэта началась депрессия, из-за которой в 1965 и 1967 годах он добровольно отправился в лечебницу. В это сложное для себя время, Целан создаёт и самые известные свои произведения - в частности, «Псалом».

Мысль определить Бога как «Никто» родилась у Целана, скорее всего, под влиянием идей апофатического богословия, утверждающего, что постижение Всевышнего возможно только с помощью отбрасывания ограничивающих его сущностей. В конечном итоге такого познания должна остаться сакральная пустота, в которой человека и ждет опыт озаряющей личной встречи с Богом.

Отношение автора к вере.

Ввиду множества аллюзий на Ветхий и Новый Заветы, в произведениях Целана исследователи причисляют поэта то к последователям иудаизма, то к христианам. Наиболее точно высказалась на эту тему переводчик стихотворений Целана Ольга Седакова: «Мир Библии для Целана не кончается с последней записанной в кодексе фразой. Весь мир, какой он застал, и есть для него мир Библии». Окружающая реальность для Целана – это реальность последнего Дня Творения, а поэзия – тот самый духовный поступок, сакральный жест, который и призван сотворить для Бога человек. Сам поэт не причислял себя ни к одной из конфессий, но вобрал в себя именно то, что роднит христианство и иудаизм – стремление к созерцанию божественного. Вот почему образ розы из «Псалма» можно трактовать не только как иудейский символ богоизбранного народа, но и как христианский символ Девы Марии.

Биография.

Пауль Целан (настоящая фамилия - Анчель) родился 21 ноября 1920 года в городке Черновцы, который входил в состав королевской Румынии. Мать мальчика с детства привила сыну любовь к литературе.

По желанию родителей Пауль Целан поступает на медицинский факультет в Туре, Франция. Но медицина мало интересует его: куда больше времени Пауль уделяет книгам, взахлеб читая Роллана, Пруста, Камю, Пеги, Бретона.

Во время летних каникул 1939 года, которые Пауль проводит дома, начинается Вторая Мировая война. Путь во Францию оказывается закрытым. Целан решает поступать в Черновицкий университет на филологический факультет, где увлекается русской литературой и переводит на немецкий язык стихи Есенина.

Начало 1941 года – страшное время в жизни Пауля. Родителей отправляют в лагерь, мать расстреливают сразу, отец умирает от тифа. С тех пор еврейская тема прочно входит в творчество Целана - несмотря на то, что он продолжает писать на немецком языке. Самым знаменитым его произведением до сих пор остается стихотворение «Фуга смерти», рассказывающее об истреблении фашистами евреев...

С момента трагической утраты родителей, поэт утрачивает и представление о своем доме. Он постоянно переезжает – в Бухарест, Вену, Париж, как будто бежит от страшных воспоминаний... В 1959 году Целан становится доцентом Сорбонны. Его награждают множеством престижных литературных премий, произведения печатаются в самых солидных литературных изданиях. Но пережитая трагедия так и не отпустит Целана: 1 мая 1970 года он покончил с собой, бросившись в Сену с моста Мирабо.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.



FB2

EPUB

Оставить комментарий