Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Статуя «Пророк Даниил и лев» изваяна Бернини для того, чтобы поместить слева от алтаря в капелле-усыпальнице Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо. Она расположена в узкой нише.
Пророк изображен коленопреклоненным. Его пятки вылизывает усмиренный молитвой лев, голова которого едва видна в глубине ниши. Пророк истово молится, вздымая сложенные руки и взгляд к небу. Из двух статуй складывается динамичная композиция, управляющая взглядом зрителя: Ангел указывает Пророку Аввакуму на Пророка Даниила, а когда наш взгляд от первой статуи переходит ко второй, то вместе с Пророком Даниилом мы поднимаем глаз ввысь, где в куполе мозаикой изображен Бог-Отец.
Пророк наделен молодым, красивым и здоровым телом, что в представлении XVII века свидетельствовало о благословении Божием и совершенстве душевном. Пропорции фигуры немного удлинены – это характерная черта для работ Бернини второй половины жизни. Голова сильно запрокинута, но видны и правильные черты лица, и красивые кудри, его обрамляющие.
Драпировка одеяния будто стекает с корпуса статуи, соединяя тело с постаментом – каменистым возвышением во рву, на которой пророк молился. Следя за драпировкой, мы опускаем взгляд вниз и видим льва, вернее его голову и лапу. Мощная лапища с когтями напоминает, что это – очень грозный и опасный зверь. Но его морда демонстрирует спокойствие и мир, усмиренный свыше лев вылизывает пятку Пророка.
Также как статуя Аввакума имеет параллели со статуей Илии, изваяние Даниила перекликается с изваянием Иова. Прежде всего, оба пророка по милости Божией избежали смерти от ужасного зверя: Даниил – ото льва, а Иона – от кита. Оба пророка показаны не как бородатые старцы, привычные для изображения персонажей из Ветхого Завета, а молодыми людьми, напоминающими героев Античности. В обоих случаях авторы вдохновлялись античными статуями: для Ионы – головой Антиноя, для Даниила – портретами Александра Македонского.
История создания.
Эта скульптура расположена у гробницы в капелле Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо. Капелла была заложена в 1507 году по заказу Августино Киджи как усыпальница для его семьи. После смерти Лоренцо Киджи в 1573 году капелла долго была заброшена.
Бернини стал работать в здесь в 1652 году для Фабио Киджи, ставшим кардиналом-священником этой базилики. Его покровитель в 1655 году был избран папой римским под именем Александра VII, что вдохнуло новую жизнь в реконструкции погребальной капеллы. В это время две ниши по бокам главного алтаря были пусты, а двух других слева и справа от входа стояли статуями Лоренцетто, созданные по проекту Рафаэля: Иона с китом и Пророк Илия.
Статуи Рафаэля, не смотря на задумки об их перестановки, остались на прежних местах. Для пустых ниш Бернини создал две новые скульптуры, изображающие Пророков Даниила и Аввакума, и связал их в единую композицию, в которой фигуры перекликались друг с другом. Это оживило усыпальницу, ее пространство заиграло по-новому.
Статуя Даниила была размещена в нише слева от главного алтаря. Скульптура оказалась в нише в июне 1657 года, но скульптор начал работу над ней в 1655 году. Парная статуя пророка Аввакума была установлена в капелле только в 1651 году.
В Эрмитаже хранится терракотовая модель статуи, созданная неизвестным автором.
Отношение автора к вере.
Бернини был ревностным католиком, вера вдохновляла его на создание шедевров. О его религиозных размышлениях данных в записанных биографиях почти не осталось, но об искренней вере автора говорят его работы.
Первой скульптурой на религиозный сюжет было изваяние «Святой Лаврентий», в котором мастер соединил и переживание боли, и триумф души святого, который мог шутить во время страшных мучений. В дальнейших работах усиливается, прежде всего, драматизм переживания момента. Такова скульптура «Давид», где пророк изображен в середине боя с Голиафом, сосредоточенным на своей атаке. Бернини пытался выразить внутреннее напряжение и уверенность в своей правоте своего героя.
Наверное, самой известной религиозной скульптурой Бернини является «Экстаз Святой Терезы Аквильской». Скульптор чувствовал духовную близость святой и ее мистических переживаний. В этой работе автор стремился раскрыть те переживания, которыми поделилась с миром святая монахиня. Он смог заставить мрамор передавать все нюансы ощущений святой, которая сама говорила, что стрелы Ангела доставляли ей немыслимую боль и величайшее наслаждение. В работе над скульптурой Бернини использовал игру света, подчеркивающего искренность переживаний святой.
Мастер принадлежал к ордену иезуитов, но не принимал монашества, а был мирянином при этом ордене. Для него была невероятно близка идея Матери-Церкви, принимающей верующих в свои объятия. И эту идею он воплотил в оформлении площади собора Святого Петра, где колоннады также обнимают каждого, вошедшего на площадь.
Биография.
Джованни Лоренцо Бернини родился в Италии, прожил очень долгую жизнь, практически не зная творческих неудач. Он остался в истории как великий архитектор и скульптором. Именно ему принадлежит честь создания стиля барокко в скульптуре. Особенностью его работ всегда было обостренное драматическое переживание мгновения, полноценное выражение всей гаммы чувств. Холодный мрамор под его резцом становился податливым как плоть. В архитектуре он оставил след как создатель грандиозных ансамблей, зданий, фонтанов. Именно Бернини принадлежит оформление интерьера собора святого Петра в Риме.
Родился будущий скульптор в 1598 году в Неаполе в семье скульптора-маньериста Пьетро Бернини. К рождению Джованни Лоренцо, тринадцатого ребенка в семье, отец был состоявшимся востребованным мастером. Пьетро Бернини перебрался в Рим в 1606 году, так как там его ждал большой поток заказов, и взял маленького Джан Лоренцо с собой. Мальчик был на аудиенции у папы Павла V, который наградил маленького художника за рисунок головы святого Петра. В Риме же у Бернини появился и первый покровитель – кардинал-племянник Шипионе Боргезе. У него были широкие полномочия, и кардинал за бесценок скупал по всей Италии великолепные произведения искусства, которые Бернини смог изучать. Молодой скульптор при таком меценате очень быстро вырос в профессиональном плане. В 22 года он получил крайне важный и почетный заказ – портрет папы Павла V.
Но шедевры, после которых Бернини получил окончательное признание как гениальный мастер, были сотворены в 1619−1625 годах и хранятся в галерее Боргезе. Среди них – его «Давид». Этой скульптурой молодой мастер декларировал новый способ подачи исторических и религиозных изваяний, насыщенных драматизмом и реализмом одновременно. При расстановке скульптур в саде Боргезе Бернини учел ракурсы, с которых они раскрывались зрителям.
С 1623 года, когда на папский престол был избран Урбан VIII, Бернини становится папским скульптором, и остается таковым до конца своих дней, несмотря на то, что на римском престоле сменилось несколько пап. В это же время скульптор получает невероятно важную должность – он становится главным архитектором Собора Святого Петра в Риме, которому он посвятил много лет. По сути, все внутреннее оформление собора было создано именно Бернини, от общей концепции до разработки конкретных произведений, например, балдахина над алтарем и могилой Святого Петра.
При всей погруженности в архитектурные работы (а кроме оформления собора Святого Петра, Бернини выстроил несколько церквей в Риме и по всей Италии), мастер не оставлял и скульптуру, создав много бюстов, в том числе – кардинала Ришелье и Карла I. Также Бернини создал новые типы погребальных монументов в католических церквях.
При папе Александре VII Бернини стал главным архитектором запланированной папой перестройки Рима. В ее рамках он создал площадь перед собором Святого Петра с ее знаменитыми колоннадами.
В апреле 1665 года мастер на полгода уехал во Францию, эта поездка была согласована на самом высоком уровне. Бернини приглашали, чтобы создать проект перестройки Лувра, но, несмотря на созданные им эскизы, вариант Бернини был отвергнут Людовиком XIV. После возвращения мастер до смерти жил в Риме, его последней крупной работой стала гробница папы Александра VII, ставшей вершиной европейского погребального искусства.
Бернини был женат на Катерине Тецио, у них было 11 детей. Умер скульптор в 1680 году и был погребен в семейной усыпальнице в церкви Санта Мария Маджоре.
Автор текста: Евгения Владимировна Соленикова.