«Притча о зарывшем сокровища» - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Притча о зарывшем сокровища»
«Притча о зарывшем сокровища»
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Венгерский музей изобразительных искусств, Будапешт
Произведение: «Притча о зарывшем сокровища»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век голландской живописи
Дата создания: Вторая треть XVII века
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

На полотне Рембрандта проиллюстрирована притча о сокровище, описанная в Евангелии от Матфея. Из нее мы узнаем, что некий человек узнал о кладе, зарытом в поле, которое не принадлежало ему. Чтобы воспользоваться кладом, человек тот продает все, что имеет, покупает это поле и вступает в обладание кладом: «Царство Небесное подобно сокровищу, скрытому на поле, которое, нашедши, человек утаил, и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то». (Мф.13: 44).

Центром картины является фигура крестьянина с лопатой в руке, который склонился над раскопанной земляной пещерой, в которой были скрыты сокровища. Перед искателем лежат найденные им золотые вазы, серебряные чаши. При этом сам герой смотрит в сторону, явно беспокоясь, что кто-то еще увидит найденные им ценности. По его взволнованному виду понятно, что не он хозяин данного поля. Вдалеке видна мельница и строения рядом – вокруг изображена летняя пастораль. И лишь взволнованность самого героя придает всей композиции эмоциональное звучание.

Под «сокровищем» в данной притче Христос подразумевает Евангелие и нравственную жизнь, которую оно проповедует, и которая поддерживается благодатью Божией, пребывающей в Церкви. Евангелие есть подлинное сокровище, в сравнении с которым все земные блага ничтожны. Подобную же драгоценность представляет для мудрого человека и Царствие Божие в смысле внутреннего освящения и духовных даров. Затаив у себя подобный клад, последователь Христа жертвует всем, и отрекается от всего, чтобы обладать им.

История создания.

История создания этого полотна остается для искусствоведов загадкой. Даже датировка картины весьма условна. Скорее всего, произведение было создано в период, когда Рембрандт был объявлен банкротом и фактически потерял все свое состояние. Тогда живопись стала для Рембрандта не столько средством заработка, сколько делом, осмысления жизни и ее самых глубинных вечных смыслов. Художник обращался к сюжетам, которые волновали его самого, и «Притча о зарывшем сокровища» - в этом контексте особенно знаковая. Потеряв материальное состояние, Рембрандт еще больше стал ценить дарованный Богом талант, направляя его во славу Творца.

Отношение автора к вере.

В истории голландской живописи 17 в. трудно найти более духовно проникновенного художника, чем Рембрандт. Он был чуть ли не единственный из голландских живописцев того времени, кто обращался к ключевым сюжетам Священного писания. Столь выраженный интерес к религиозной теме объясняется исключительно индивидуальными предпочтениями Рембрандта - спрос на такие произведения в Голландии того времени был невелик.

Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним миром, в котором в полной мере воплощались мысль и слово великого художника. Все его творчество – длинное и глубокое размышление над Библией – его настольной книгой. Его произведения, посвященные евангельской теме, отличаются духовной проникновенностью, глубиной эмоций, тематическим многообразием и колористическим мастерством. Живописец, несомненно, был глубоко верующим человеком. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской сектой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение в значительной степени было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Возможно, поэтому в работах художника мы видим столько человеколюбия и милосердия даже к самым грешным людям.

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 году в семье зажиточного мельника. В 1620 г поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 г. работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. В последствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669 гг.) Художник ушел из жизни 4 октября 1669 г. в Амстердаме.

Автор текста: Светлана Королева.






Оставить комментарий