Притча о слепых - Питер Брейгель Старший

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Притча о слепых
Притча о слепых
Автор: Питер Брейгель Старший
Местонахождение: Музей Каподимонте, Неаполь
Произведение: Притча о слепых
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Ренессанс
Дата создания: 1568 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Сюжет картины «Притча о слепых», написанной нидерландским художником XIV века Питером Брейгелем-старшим, заимствован художником из Евангелия от Матфея, 15 главы, в которой Христос обращается к книжникам и фарисеям, говоря: «Они слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то они оба упадут в яму» (Мф. 15:14) . Взяв за основу идею о духовной слепоте, о которой говорит Иисус, Брейгель изобразил настоящих слепых, вереницу из шести человек во главе с поводырем, упавшим навзничь.

Очень точно и детально прорисованы пустующие глазницы людей. При всей плачевности внешнего вида слепые мужчины, тем не менее, облачены во вполне приличные одеяния, что свидетельствует об их, возможно, благородном происхождении. Держа друг друга за плечи, они все равно не удерживают равновесие, становится понятно, что рано или поздно все упадут вслед за поводырем. Живописец использовал наклонную композицию, разместив всех слепых по диагонали на полотне, что создает видимое впечатление движения.

Питер Брейгель с особой тщательностью уделяет внимание даже самым мельчайшим подробностям на холсте, что говорит о скрупулезной и кропотливой работе над будущим шедевром мировой живописи.

История создания

Картина живописца периода Ренессанса Питера Брейгеля-старшего, написанная в 1568 году. Работа выполнена темперой на льняном холсте размером 86 x 154 см. Увеличенную копию картины написал сын художника Питер Брейгель-младший. Оригинальное полотно вдохновило многие литературные произведения, в том числе стихи Шарля Бодлера и Уильяма Уильямса, а также роман Герта Хоффмана «Притча о слепых».

Брейгель написал картину за год до своей смерти. Художественные критики связывают мрачный характер полотна с учреждением в 1567 году правительством Испанских Нидерландов Кровавого совета, который для сохранения государственной власти и подавления протестантского движения инициировал массовые аресты и казни. Изображённая на заднем плане Церковь Пед-Сент-Анн вызвала противоречивые про- и антикатолические интерпретации картины. Согласно первой точке зрения, образ церкви является доказательством моралистической подоплёки композиции. Сторонники этой теории считают, что Брейгель изобразил двух спотыкающихся мужчин, как находящихся за пределами черты, за которой возможно искупление грехов. Остальные четверо незрячих композиционно располагаются за церковью и, таким образом, могут быть спасены.

Противоположная точка зрения подразумевает, что церковь с помещенным перед ней засохшим деревом является анти католическим символом, и что те, кто следует за ней, падут за поводырем, как и люди в канаве.

Некоторые исследователи отрицают какой-либо символический контекст, аргументируя это тем, что церкви часто появляются в деревенских сценах Брейгеля как часть деревенского пейзажа. Однако доподлинно так и неизвестно, имела ли работа политическую подоплеку.

Отношение автора к вере

Творчество Питера Брейгеля-старшего приходится на пост реформационный период, когда Европа была уже охвачена идеями Мартина Лютера относительно устройства церкви. Художника нередко называют религиозным философом, поскольку все его работы пронизаны скрытыми смыслами и подтекстом, который, подчас, бывает очень трудно разглядеть невооруженным глазом. Даже в его довольно обыденной по сюжету картине «Буря на море» заложена мысль о могуществе и великой силе Верховного Творца.

Брейгель воплощал собственные духовные видения в своих работах, при этом учитывая те общественные и политические условия, в которых он жил и творил, а потому не все его произведения на религиозную тематику в полной мере соответствуют описанию в Библии. Его сюжеты нередко пронизаны духом сарказма, высмеивающего человеческие пороки, но при этом всём он сохраняет идею о всеобъемлющей божественной любви, которая покрывает все грехи.

Известно, что Брейгель крайне негативно был настроен по отношению к католической церкви, что обуславливалось политической ситуацией в Европе. Но при этом нет доподлинных сведений о его приверженности к протестантской ветви христианства. Кажется, что он находился в потоке религиозного сознания, действовал, исходя из внутренних убеждений. Как бы там ни было, работы Питера Брейгеля остаются уникальными в европейском культурном наследии.

Биография

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города. Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году. В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продающему гравюры.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен). В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель. В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий