Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Рельеф «Повешение Иуды» был создан средневековым мастером Гислебертом (Жильбером) для украшения столицы одной из капителей собора Сен Лазар, возведённого во французском городе Отён в начале XII века.
Скульптурная композиция изображает библейскую сцену самоубийства Иуды Искариота – одного из двенадцати ближайших учеников Христа, который предал своего Учителяпервосвященникам и старейшинам Иерусалима за 30 серебряников. Когда же Иисуса приговорили к распятию, Иуда, опомнившись и раскаявшись, возвратил деньги со словами «Согрешил я, предав кровь невинную», на что получил ответ: «Что нам до того?» (Мф.27:4). «И бросив сребреники в Храме, Иуда пошёл и удавился» (Мф.27:5).
На рельефе представлена картина расплаты за содеянное, «Иудин грех» – повешенный предатель с разинутым от удушья ртом и вывалившимся языком в окружении отвратительного вида демонов, которые, натягивая верёвку, помогают ему совершить самоубийство. Разверстые в смехе пасти, безобразные морды, пылающие адовым огнём волосы (даже на фоне изысканного растительного орнамента) – всё это придаёт сюжету оттенок мистического ужаса и глубокий назидательный смысл.
Святой Пётр в «Деяниях Апостолов» рисует ещё более страшную картину: «Когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его» (Деян.1:18), но такая пластическая трактовка, очевидно, показалась мастеру чрезмерной.
В работах романских скульпторов чётко противопоставляются друг другу добро и зло, Рай и преисподняя, небо и земля. Такая напряжённая борьба противоположностей в романском искусстве передаётся эмоциональностью, многофигурностью, сложностью и динамичностью пластических композиций.
История создания
Кафедральный собор Сен Лазар (Святого Лазаря) французского города Отён стоит на исторических паломнических путях Бургундии. Церковь в романском стиле была возведена в 1130 – 1140 годах на самом высоком месте города. В плане собора лежит латинский крест – двухпролётный притвор с двумя башнями продолжен семипролётным нефом с трансептом, завершённым высоким шпилем с крестом, и закончен полукруглой трёхярусной апсидой. Специалисты относят рельеф «Страшный Суд» на тимпане собора к творчеству средневекового мастера Гислеберта.
В XVIII веке духовенство Отёна, признав рельеф не соответствующим времени, велело его загипсовать. При этих работах была утрачена голова Христа. В 1837 году археологи освободили «Страшный суд» от гипсового покрытия, а в 1858 году знаменитый французский архитектор Виоле ле Дюк восстановил тимпан, заменив утерянные или поврежденные фигуры копиями, но оставил без восстановления голову Христа. В 1948 году аббат Дени Гриво обнаружил голову Спасителя в соседнем музее, впоследствии она идеально вписалась в тимпан.
Отношение автора к вере
О личной жизни мастера Гислеберта почти ничего не известно – в то время ещё не было традиции написания прижизненных биографий выдающихся художников. Однако об отношении художника к вере и церкви всегда можно судить по его работам. Гислеберт выполнил множество значимых скульптурных композиций в соборах средневековой Франции, все они были созданы на библейскую тематику. Вершиной проявления его религиозного чувства, безусловно, является оформление собора Сен Лазар в Отёне.
Скульптуры мастера на библейские сюжеты предельно эмоциональны и правдивы. В своих работах Гислеберт, с помощью выразительных средств романского искусства средневековой эпохи, сумел передать Божественную любовь к падшему человечеству, весь ужас совершаемого людьми греха и неотвратимость его наказания.
Биография
Гислеберт (Жильбер, Джайлбертус) был французским романским скульптором XII века. Подробности его личной жизни неизвестны, сведения есть только об основных этапах творчества мастера.
В 1115 году Гислеберт участвовал в оформлении аббатства Клюни, работая над кафедральным собором в качестве помощника главного скульптора. Собор создавался как больница для прокаженных, поэтому рельефы на его фасаде отражают образы, которые давали пусть небольшую, но надежду неизлечимо больным. После завершения обучения в Клюни, Гислеберт отправился в Отён, где создал свой «Страшный Суд» на тимпане Западного фасада.
Тимпан подписан словом Gislebertus, однако некоторые искусствоведы полагают, что это имя мецената, заказавшего работу, а не самого художника. Именно эта подпись была первым «автографом», обнаруженным на скульптурах романского периода – прежде мастера считали себя «руками Бога», а не самостоятельными творческими личностями.
Автор текста: Марина Румянцева