Опера «Потерянный рай» - Пендерецкий Кшиштоф

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Опера «Потерянный рай»
Опера «Потерянный рай»
Автор: Пендерецкий Кшиштоф
Произведение: "Paradise Lost"
Жанр: Духовное произведение
Год создания: 1976-1978
Стиль:Опера
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Потерянный рай» – вторая опера Кшиштофа Пендерецкого. Источником вдохновения для композитора стала эпическая поэма Джона Мильтона, впервые опубликованная в 1667 году. Вслед за Мильтоном Пендерецкий обращается к библейской истории сотворения и грехопадения первых людей. Либретто оперы было написано британским поэтом и драматургом Кристофером Фраем. Фрай проделал кропотливую работу: из огромной по объему поэмы Мильтона он выбрал и скомбинировал отрывки так, что получилось цельное и драматичное повествование, сохраняющее черты авторского стиля.

Пендерецкий определил жанр своей работы как «sacra rappresentazione» («священное представление»). Этот вид музыкально- драматических спектаклей был распространен в XVII веке и представлял собой нечто среднее между ораторией и духовной оперой. Действительно, «Потерянному раю» свойственны некоторые черты оратории: эпический сюжет, монументальность, статичность действия, присутствие аллегорических персонажей. С ораториальной традицией работу Пендерецкого объединяет и наличие рассказчика, выступающего в прологах к каждому акту. В роли рассказчика- комментатора выведен сам поэт Мильтон.

Статичность сценического действия компенсируется яркой музыкальной характеристикой каждого из персонажей оперы. Партия каждого из героев узнаваема благодаря особому набору музыкальных интервалов: партия Сатаны построена на тритонах (диссонирующих интервалах, издавна служащих в музыке для символического изображения сил зла), партия Евы – на лирических малых терциях, музыкальный материал партии Адама объединяет и тритоны, и малые терции, а Мильтон и Голос Бога – разговорные роли. Бог в опере не является сценическим персонажем: слышен лишь голос декламатора, усиленный микрофоном. Его сопровождают звуки органа, образующие постоянный музыкальный интервал октавы (самый акустически чистый из всех интервалов) и вокализ мужского хора, написанный в стиле древнееврейских храмовых песнопений. Кроме интервальной характеристики, Пендерецкий использует для изображения героев тембры музыкальных инструментов. Об этом писал немецкий музыковед Вольфрам Швингер: «Главные персонажи связаны с определенными инструментальными тембрами: Адам в основном со струнными, Ева – с деревянными духовыми, Сатана – с медью, Грех – с английским рожком и бас-кларнетом, в то время как Смерть сопровождается кастаньетами, которые в сочетании с голосом контртенора производят жуткий нереальный эффект».

Звуковая ткань «Потерянного рая» насыщена символами – музыкальными цитатами произведений из различных эпох. В монологе Христа слышен возвышенный хорал И. С. Баха из «Страстей по Иоанну»; в пассакалье, сопровождающей апокалиптические видения Адама, – мрачный мотив средневековой секвенции «Dies Irae» («День гнева»); в сцене, где Адам дает названия животным – тема из «Лоэнгрина» Р. Вагнера.

Основная идея оперы Пендерецкого отличается от поэмы Мильтона. Для поэта главным было изображение борьбы духовных сил добра и зла, света и тьмы. Ведущими персонажами его произведения выступают сверхъестественные существа: Бог, ангелы и демоны. В опере «центр тяжести» смещен в мир человека. Для достижения своей цели композитор даже изменяет порядок описываемых событий. В то время как Мильтон начинает повествование со сцены плача падших ангелов, Пендерецкий открывает работу почти завершающей сценой – плачем Адама и Евы после грехопадения. Именно люди выступают в роли главных персонажей оперы. Иначе, чем у поэта, трактована в опере и фигура Христа. В поэме Мильтона Сын Божий выступает как воинственный и славный полководец, одерживающий победу над мятежными ангелами. В опере Мессия лишен всех качеств внешнего величия или силы, его фигура – образец жертвенной любви и смирения. Финал оперы более оптимистичен, чем завершение поэмы. Мильтон заканчивает свою поэму печальным описанием наказания Адама и Евы и триумфом Сатаны. Пендерецкий завершает оперу надеждой на грядущее искупление во Христе. Изгнанные из Рая прародители не впадают в беспросветное отчаяние, они лишь начинают свои долгие скитания в поисках гармонии и счастья.

История создания.

Произведение было заказано Пендерецкому «Лирической оперой Чикаго» для исполнения в честь двухсотлетнего юбилея США. Премьера должна была состояться 1 декабря 1976 года. Весной 1973 года, когда о предстоящем заказе стало известно, в музыкальных кругах Америки начались споры. Многие критики считали, что заказ по такому поводу должен был быть поручен американскому композитору. Во многом это недоумение повлияло на восприятие оперы после ее премьеры.

По условиям заказа автор определял тему будущей оперы самостоятельно. Биограф Пендерецкого В. Швингер пишет о том, что композитор очень долго не мог определиться с сюжетом. Поворотным моментом стало знакомство со сценарием фильма «Потерянный рай», созданным американским писателем Джоном Коллиером, который адаптировал поэму Мильтона для драматического воплощения. Фильм по сценарию Коллиера так и не был снят, но после прочтения сценария Пендерецкий решил писать оперу по сюжету Мильтона.

Создание либретто продолжалось около двух лет. Пендерецкий тесно сотрудничал с Кристофером Фраем, и в итоге счел получившееся либретто «замечательным», о чем неоднократно говорил в интервью. Для композитора очень важным было сохранить в опере звучание живой разговорной интонации английского языка. В процессе сочинения Пендерецкий пользовался магнитофонной записью, на которой текст либретто читал выдающийся американский актер и режиссер Сэм Уэйнмейкер.

Работа над оперой сильно затянулась, срок ее завершения несколько раз переносился. В результате премьера состоялась на два года позже, чем это изначально планировалось – 29 ноября 1978 года. Дирижировал Бруно Бартолетти. Для спектакля было найдено интересное драматургическое решение: Адама и Еву исполняли одновременно две пары артистов – вокалисты и танцоры. «Балетная пара как бы дополняет зримое пластическое... содержание образов», – отмечает музыковед И. Никольская. Премьера «Потерянного рая» стала значимым событием музыкальной жизни не только в Америке. Опера транслировалась радиостанциями США и многих других стран. Одна из рецензий в прессе так и называлась; «Потерянный Рай – дар всему миру». Однако были и негативные отклики. Некоторые критики упрекали оперу в сложности восприятия, малой драматичности. Неожиданностью для многих стал стилевой поворот в творчестве Пендерецкого – отход от музыкального авангарда и обращение к неоромантизму – ярко отразившийся в музыке новой оперы.

21 января 1979 года состоялась европейская премьера оперы – в миланском театре «Ла Скала». Основной состав исполнителей был тот же, что и в США, но дирижировал сам композитор. Премьера в «Ла Скала» имела колоссальный успех – овация после спектакля продолжалась четверть часа. В последующие годы оперу ставили во многих театрах Европы.

Пендерецкий считал эту оперу особенно актуальной, показывающей духовную ситуацию, в которой оказался современный человек. «Опера содержит картину, в которой Архангел Михаил показывает Адаму будущее мира [убийство Авеля Каином, всемирный потоп, войны и др.]. Я считаю, что это и есть основная мысль этого произведения», – говорил он. Как верующий христианин, Пендерецкий видел корень проблем человечества в грехопадении, и единственное средство избавления от них – в обращении к Богу.

Отношение к вере.

Пендерецкий вырос в верующей семье. Огромное влияние на взгляды будущего композитора оказала глубокая религиозность бабушки, деда и матери. В семье Пендерецких никогда не употребляли алкоголь, считая это грехом. Главной книгой в доме было Священное Писание. Отец композитора был выходцем из Украины и был крещен в греко- католической церкви. Помимо поляков, среди предков К. Пендерецкого были украинцы, немцы и армяне, поэтому, несмотря на то что Кшиштоф был воспитан в римско- католической обрядности, его всегда интересовали и богослужебные традиции других конфессий. Многие сочинения Пендерецкого вдохновлены католической и православной литургией. Духовная тематика всегда занимала значительное место в его творчестве, даже в период коммунистической Польши, когда открыто объявлять себя католиком было не принято, а музыка на библейские тексты практически не исполнялась.

Пендерецкий считал свою духовную музыку выражением его личной веры. После премьеры его сочинения на текст Символа Веры, он высказался о себе так: «Музыка – это попытка приближения к Богу через абстракцию. 70-летний человек, пишущий «Credo», не может быть неверующим». Однако веру композитора отражал не только выбор определенной тематики творчества: само сочинение музыки он рассматривал как способ служения Богу. «Бога можно восхвалять, не только сочиняя религиозную музыку. Например, Бог присутствует во всех текстах, использованных мною в VIII симфонии. Присутствие Творца в этом произведении чрезвычайно важно и осязаемо. Не обязательно сочинять только «Stabat Matеr», чтобы присутствовать в сфере сакрального».

Биография.

Кшиштоф Пендерецкий родился в 1933 году в небольшом польском городке Дембице. Отец композитора был юристом. Он хорошо играл на скрипке и стал для Кшиштофа первым учителем музыки. В 15 лет юноша организовал в гимназии оркестр, в котором выступал в роли скрипача и дирижера.

В 1951 году Пендерецкий принял решение стать профессиональным музыкантом и уехал учиться в Краков, где вначале брал частные уроки композиции у Ф. Сколышевского, а затем поступил в Высшую музыкальную школу Кракова в класс композитора А. Малявского. После окончания Высшей школы в 1958 году он остался в ней преподавателем композиции.

В 1959 г. К. Пендерецкий одержал блестящую победу на конкурсе, организованном Союзом польских композиторов, на который он отправил три своих сочинения («Строфы», «Эманации» и «Псалмы Давида»). Конкурс был анонимным, и то, что все три призовых места были присуждены одному и тому же автору, выяснилось только на оглашении результатов.

С 1960 года начинается период интенсивной творческой деятельности. В это время композитор становится видным представителем европейского музыкального авангарда. Первым его произведением, приобретшим широкую известность, стал «Плач по жертвам Хиросимы». В отличие от работ большинства авангардистов, музыка Пендерецкого никогда не была элитарным искусством, ориентированным лишь на узкий круг посвященных. Яркость выражения соседствует в его творчестве с глубиной переживания философских и мировоззренческих вопросов, волнующих каждого человека. «Моя музыка обращается к теме преходящей жизни и смерти. Эти две великие темы постоянно присутствуют в моем творчестве», – говорил Кшиштоф Пендерецкий.

Впоследствии композитор отошел от авангардного направления, и поздний период его творчества считается «неоклассическим».

В 1997 году вышла книга Пендерецкого «Лабиринт времени. Пять лекций на конец столетия».

Кшиштоф Пендерецкий скончался 29 марта 2020 года. В настоящее время его музыка остается одной из самых исполняемых среди работ композиторов XX – начала XXI века. Спектр жанров, в которых работал Пендерецкий, очень широк – это симфоническая и камерная инструментальная музыка, кантатно - ораториальное творчество, сочинения для хора a cappella, оперы, музыка для кино и драматических спектаклей, электронная музыка и многое другое.

Автор текста: Рау Евгения Робертовна

Текст.

Священное представление в двух актах

Либретто Кристофера Фрая по поэме Джона Мильтона

Действующие лица:

Мильтон – разговорная роль;

Адам – лирический баритон;

Ева – лирическое сопрано;

Сатана – драматический баритон;

Вельзевул – тенор;

Молох – низкий бас;

Велиал – тенор;

Маммон – баритон;

Глас Божий – разговорная роль;

Смерть – контртенор;

Грех – меццо-сопрано;

Итуриил, Рафаил – контртенор;

Зефон – колоратурное сопрано;

Гавриил – тенор;

Мессия – баритон;

Михаил – тенор;

Смешанный хор;

Детский хор.

АКТ I

Адам и Ева, исполненные чувства вины, печали и отчаяния, скорбят об утрате Рая.

Затем мы видим последовательность событий, приведших к первому греху. Падшие ангелы во главе с Сатаной, побежденные и брошенные в адскую бездну, решаются на новую борьбу с Богом. Когда Бог создал человека, Сатана решил уничтожить творение своего врага.

В следующих сценах показаны эпизоды, предшествовавшие грехопадению прародителей: Бог создает райский сад, предостерегает Адама не вкушать плодов с древа познания добра и зла, окружает сотворенного человека животными и, наконец, когда Адам жалуется на одиночество, дает ему спутницу жизни – Еву. Тем временем Сатана проскальзывает через врата ада, охраняемые Грехом и Смертью, и достигает обители человека. Он свидетель счастья Адама и Евы. Он слышит, как Адам передает Еве Божье предупреждение, и, когда супруги засыпают, Сатана посылает женщине сон о древе познания, на котором растёт запретный плод.

Обнаруженный ангельскими стражами, Сатана бежит, но Ева не может забыть свой сон. Она рассказывает об этом мужу. Рафаил, посланный Творцом, предупреждает первых людей о коварстве, которое Сатана замышляет против них и против их Создателя. Ева не обращает внимания на предостережение и ускользает от Адама, чтобы пойти к дереву. Ангелы на небесах плачут от горя.

АКТ II

Под деревом познания добра и зла Сатана в образе змея ждёт Еву. Она приходит, окруженная животными, которые разбегаются при виде Сатаны. Обманутая хитрыми доводами и уловками, Ева забывает о предупреждении и тянется к запретному плоду. Восхищенная его вкусом, она хочет поделиться своим открытием с мужем. Приходит Адам, обеспокоенный долгим отсутствием жены. Он встревожен поступком Евы, но из любви к ней хочет разделить ее судьбу, что бы ни случилось. Плод воспламеняет их страсть; насытившись и утомившись, они засыпают.

Сатана, осуществив свой зловещий замысел, на своем пути в бездну приходит к великолепному мосту, ведущему с Земли в ад – творению Греха и Смерти. Сатана спешит к своим спутникам, в то время как неразлучная пара, Грех и Смерть по мосту легко достигают Земли, где находят Адама и Еву. Первые люди просыпаются, чувствуя стыд, тревогу и отчаяние. Голос Божий возвещает приговор об их уничтожении. Но благодаря ходатайству Сына Божия приговор смягчается: человек должен покинуть Рай и с тех пор жить в печали и страдании.

Сатана, окруженный падшими ангелами, празднует свой триумф. Опьяненный победой, он хочет провести свое войско через ныне неохраняемые врата ада, вниз по мосту, на Землю. Внезапно адское воинство бросают оружие: Сатана и его легионы превращаются в змей, извивающихся и шипящих на земле.

Адам и Ева, успокоенные молитвой, оглядываются вокруг. Они видят страшные перемены: птица охотится на другую птицу, пантера набрасывается на беззащитную газель, слышат крики охотящихся и стоны преследуемых. Архангел Михаил повелевает людям покинуть Эдемский сад, но сначала он ведет Адама на гору, чтобы показать ему апокалиптические видения несчастий, которые из-за вины прародителей причинят страдания их потомству на Земле. Тем не менее, он наполняет Адама верой в справедливость Божьих постановлений. Затем он мягко выводит первых людей из Рая. Уходя, они слышат прощальное пение ангельского хора, который вверяют их защите Провидения.

Схематическое строение оперы «Потерянный рай»

Акт I. От сотворения человека до вторжения Сатаны в Рай

Пролог

Сцена I. Плач после людей грехопадения (Рай)

Плач Адама

Диалог Адама и Евы – взаимные упреки

Сцена II. Дьявольский совет (Ад)

Отчаяние падших ангелов

Плач Сатаны

Призыв к войне

Сцена III. Создание человека (Рай)

Создание Адама

Похвала Божьему творению

Сцена IV. Дьявольский совет (Ад)

План мести

Сцена V. Адам в Раю (1)

Разговор Адама с Богом

Сцена VI. Путешествие Сатаны (1)

Встреча с Грехом и Смертью

Полет через Хаос

Сцена VII. Адам в Раю (2)

Нарекание имен животным

Одиночество Адама, создание Евы

Сцена VIII. Путешествие Сатаны (2)

Плач на горе Нифат

Сцена IX. Адам и Ева в Раю (1)

Первая встреча

Ухаживания и свадьба

Установление Богом запрета

Сцена X. Сатана в Раю

Бдение ангелов над спящими людьми

Появление Сатаны во сне Евы

Захват Сатаны ангельской стражей

Изгнание Сатаны из Рая

Сцена XI. Адам и Ева в Раю (2)

Сон Евы

Сцена XII. Диалог Адама и Евы с Рафаилом

Послание Рафаила

Предупреждение о зле

Сцена XIII. Адам и Ева в Раю (3)

Непослушание Евы

Акт II. От грехопадения людей до изгнания из Рая

Пролог

Сцена I. Грехопадение Адама и Евы

Искушение Евы Сатаной

Грехопадение Евы

Участие Адама в грехе

Поражение мира грехом

Сцена II. Грех и Смерть

Дорога на Землю

Сцена III. Адам и Ева после грехопадения (Рай)

От счастья и радости – к стыду и отчаянию

Триумф Греха и Смерти

Сцена IV. Диалог Мессии с Богом

Самопожертвование ради людей

Сцена V. Окончательное решение Бога (Рай)

Молитва о милосердии

Оглашение приговора об изгнании

Сцена VI. Возвращение Сатаны в Ад

Радость в Аду

Превращение дьявольского войска

Сцена VII. Предвестник апокалипсиса

Появление зла и ненависти в Раю

Прибытие Архангела Михаила

Сцена VIII. Видения будущего мира

Преступление Каина

Чума

Война

Потоп

Сцена IX. Исполнение Божьего приговора

Изгнание из Рая на Землю

Финальный хор ангелов

Оставить комментарий