Поклонение волхвов - Тьеполо Джованни Баттиста

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Автор: Тьеполо Джованни Баттиста
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США
Произведение: Поклонение волхвов
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское рококо, венецианская школа
Дата создания: 1750-1753 год
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Пророчество о пришествие в мир Спасителя Христа было известно не только иудеям, но и язычникам. Учёные люди ожидали знамения о явлении иудейского Царя, Которому покорятся народы. Поэтому, увидев яркую внезапно вспыхнувшую звезду, волхвы отправились в путь, чтобы принести дары и поклониться Господу Христу. Их вера была так велика, что они не испугались трудности пути и встречи с жестоким и коварным Иродом. Волхвов не смутило и то, что Царя мира, новорожденного Христа, они нашли в пещере. Верой они узрели в беспомощном Младенце Бога и "пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2:11). Затем, чтобы избежать встречи с Иродом, они "иным путем отошли в страну свою" (Мф. 2: 12). Предание Церкви говорит, что впоследствии они стали христианами и служили проповеди Спасителя. Этот евангельский сюжет показывает пример ответа человека на Божий призыв. Господь призывает каждого так же, как Он некогда позвал в дальний и трудный путь языческих ученых-волхвов.
Как основное событие Евангелия этот сюжет часто встречается в живописи. Джованни Баттиста Тьеполо на своей картине показал волхвов, одетых в пышные и замысловатые одежды, лиц странников при этом почти не видно. Отсутствие персонализации позволяет зрителю увидеть духовный смысл картины, вспомнить, что каждый человек призывается ко Христу и должен принести Ему свои дары. Старший из волхвов, стоя на коленях, поклоняется Божественному Младенцу. Художник придал его позе такую экспрессию, что создаётся впечатление жаждущего, пропавшего к чистому и прохладному источнику.
Дева Мария с Иисусом на коленях восседает на обломке мраморного украшения здания, что символически означает крушение старого мира и исход Ветхого Завета. Поза Богоматери полна величия и достоинства, голубой цвет Её плаща обозначает девство и Богоизбранность. За спиной Девы изображен Иосиф Обручник, защищая и оберегая свое семейство, он одновременно с восторгом любуется дивным Ребенком.

История создания

Алтарный образ «Поклонение волхвов» Тьеполо создал во время своего пребывания в Вюрцбурге. Композиция построена по принципу театральной сцены с иллюзионистическими, пространственно-перспективными и световыми эффектами, персонажи изображены в патетических позах. Однако театральность, присущая в целом стилю мастера, не снижает духовно-нравственной ценности, напротив, она должна, по замыслу автора, усиливать ощущение чуда, происходящего на глазах зрителя.

Отношение автора к вере

Родился художник в Венеции в 1696 году и вскоре был крещён в местной приходской церкви. Мальчик был назван в честь крестного отца дворянина Джованни Баттиста Дориа, а его небесным покровителем стал Иоанн Креститель.
В возрасте 19 лет Тьеполо выполнил свой первый живописный заказ, им стала картина на религиозную тематику - "Принесение Исаака в жертву". Этот библейские сюжет рассказывает об испытании веры праотца Авраама, за которое Бог благословил его потомков. В этом смысле первая картина Тьеполо также оказалась пророческой, Бог благословил его труд, сделав знаменитым и востребованным живописцем. В настоящее время более шестисот картин Тьеполо находятся в музеях по всему миру.
Семейная жизнь художника так же была счастливой. В браке у Тьеполо родилось девять детей. Двое сыновей продолжили дело отца, а третий - стал священником. В последние годы жизни художник с сыновьями был приглашён испанским королём для росписи дворца, но одновременно в этот период им было написано множество алтарных образов. Джованни Баттиста Тьеполо прожил долгую жизнь, он умер на семьдесят пятом году жизни в Испании и был погребен в церкви Святого Мартина в Мадриде.


Биография

Джованни Баттиста Тьеполо-крупнейший художник итальянского рококо, мастер фресок и гравюр, последний великий представитель венецианской школы, родился 5 марта 1696 года в Венеции, в семье шкипера Доменико Тьеполо. Отец умер через год после рождения сына, и мать Орсетта одна воспитывала шестерых детей, испытывая постоянную нужду.
Первым наставником в живописи Джованни Батиста стал венецианский художник Грегорио Ладзарини. Также заметное влияние на формирование собственного стиля Тьеполо оказали Себастьяно Риччи, Паоло Веронезе и Джованни Баттиста Пьяцетта. Первая картина, выполненная на заказ, была исполнена живописцем в возрасте 19 лет и называлась "Принесение Исаака в жертву".
В 1717 году молодой художник покинул мастерскую Ладзарини и, начав самостоятельную карьеру, вступил в гильдию живописцев Фралья. В 1719 году Тьеполо женился на Марии Сесилии Гварди, сестре известных художников Гварди — Франческо и Джанантонио. В этом браке родилось девять детей, двое из которых стали художниками и работали вместе с отцом.
Одним из первых крупных монументальных циклов в творчестве Тьеполо стал ансамбль архиепископского дворца в Удине, которые он выполнил по заказу Дионисио Дельфино в 1726 - 1728 годах. Написанные здесь фрески демонстрируют виртуозную технику, светлый колорит, неожиданные красочные сочетания. По завершении этого цикла художник много работал на севере Италии, расписывая дворцы и церкви, исполняя алтарные образы. В 1740 году Тьеполо украсил фресками потолок на втором этаже Скуолы Кармини.
С 1751 по 1753 год Тьеполо с сыновьями работал в Вюрцбурге, создав фрески для плафона Императорского зала в резиденции епископа – правителя Франконии. Их темой стали факты из жизни Фридриха Барбароссы. Сцены построены с широким применением оптических эффектов, создающих иллюзорное пространство, с барочной динамикой и монументальным размахом.
После возвращения в Венецию в 1753 году Тьеполо возглавил Академию живописи и скульптуры. В 1762 году по приглашению испанского короля художник вместе с двумя сыновьями прибыл в Мадрид для работы в королевском дворце. Последний период своей жизни с 1762 по 1770 год художник работал в испанской столице. В это время слава Тьеполо становится общеевропейской. В Мадриде Тьеполо выполнил роспись плафона тронного зала дворца, множество алтарных образов и станковых картин. Произведения представляют собой последний взлет итальянского барокко – монументального и торжественного. Соперником Тьеполо в Мадриде становится немецкий художник Менгс, представитель набирающего силу неоклассицизма.
Джованни Баттиста Тьеполо умер 27 марта 1770 года и был похоронен в церкви Святого Мартина в Мадриде.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий