Поклонение волхвов - Рафаэль Санти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Ватиканский дворец. Рим
Произведение: фреска "Поклонение волхвов"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в.
Дата создания: 1517-1519 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения


Согласно тексту Евангелия от Матфея, волхвы жили где-то на востоке. Увидев на небе яркую звезду, они приняли ее за знамение и отправились в путь, следуя за её движением по небосводу. Звезда привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с Младенцем Иисусом: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну» (Мф. 2:9—11).

Высокая деревянная дверь, сколоченная из грубых досок, делит композицию на две равные части. Она же является и смысловым центром фрески. По её центру чётко читается буква Х – Христос. Слева от двери, наклонив голову и опустив глаза, сидит Дева Мария, на руках её дремлет Младенец Иисус. Позади Богоматери стоит св. Иосиф. Склонившись, он рассматривает содержимое подаренного волхвами сосуда, осторожно приоткрывая крышку. Благородный иудейский профиль, увенчанный короной вьющихся седых волос, и окладистая белая борода придают его образу достоинство и выразительность. Мадонна находится на небольшом возвышении – круглой платформе из белого камня – являющейся подобием престола. Святой Иосиф опирается на него одной ногой, но не решается ступить целиком. Позы земных родителей Иисуса говорят об их скромности и глубоком осознании своей непростой роли в жизни будущего Спасителя мира.

Все персонажи правой стороны фрески эмоционально жестикулируют и в молитвенном экстазе глядят в сторону Младенца и Марии. На переднем плане выделяются фигуры трех волхвов – Каспара, Мельхиора и Бальтазара. Их образы представляют собой три расы - семита, европейца и нубийца соответственно, а также три возраста -пожилого, зрелого и молодого. Остальных людей традиционно интерпретируют как слуг, составляющих их свиту. Коленопреклоненная поза царей символизирует преклонение всего человечества перед Младенцем.

История создания

Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508-14 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516-19 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.

Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты - гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками-Дж. Романо, Дж. да Удине, Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо и др.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание, так как после смерти родителей его опекуном стал дядя священник. Глядя на множество алтарных полотен мастера, становится очевидным, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой и истинной верой в Бога. В женских образах мастера проявляется особая материнская нежность. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его, бесконечно обращаясь к образуПриснодевы, восполнять эту потерю. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу.

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о «мастере». Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал то, что делали другие с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонн, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников. Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий