«Поклонение волхвов» - Веронезе Паоло

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов»
Автор: Веронезе Паоло
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон
Произведение: «Поклонение волхвов»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение, Венецианская школа
Дата создания: 1573 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Согласно тексту Евангелия от Матфея, волхвы, жившие на востоке, увидели на небе яркую звезду и отправились в путь, следуя за её движением по небосводу. Таким образом, они прибыли в Иерусалим. Там волхвы обратились к правящему государю Ироду с вопросом, где они могут увидеть только что родившегося Царя Иудейского. Ирод встревожился этим известием и попросил их, когда они найдут Царя, сообщить ему, чтобы и он пошел поклониться Ему. Путешественники покинули Иерусалим и последовали дальше за путеводной звездой, которая привела их в Вифлеем. Там они нашли Марию с Младенцем Иисусом: «Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну». (Мф. 2:9-11).

Веронезе построил сюжет картины вокруг диагонали, являющейся лучом света путеводной звезды. Этот луч ниспадает прямо на Богородицу с младенцем Христом на руках. Возле них на коленях стоит самый пожилой волхв в парчовом одеянии, представивший у ног Марии свои дары. За ним, выстроились остальные волхвы, в том числе чернокожие путники и римские солдаты. Все они облачены в роскошные одежды XVI века, что было призвано приблизить полотно к современникам Веронезе. За спиной Богородицы изображен Иосиф с посохом и животные, которые тоже стали свидетелями сцены поклонения. С разных сторон колонн за преклонением наблюдают три случайных зрителя, которые своими образами и портретными характеристиками вполне могут олицетворять донаторов данного произведения.

В левой части картины представлены фигуры персонажей, которые еще не поклонились младенцу Христу, и поэтому пока они заняты своими делами. Таким образом Веронезе делит всю картину на части, композиционно составляя сюжет из трех треугольников. Каждый из них отражает идеи, сформулированные еще в IV веке архиепископом Константинопольским, богословом, Иоанном Златоустом. Первый треугольник слева, отображающий собой полуразрушенное, поросшее кустарниками, античное здание под которым беседуют солдаты и погонщик хлещет прутом верблюда, несет в себе идею- «…Отменить древние правила жизни…». Второй смысловой центр изображает Богородицу с младенцем Христом, волхвами и донаторами - «…Призвать всю вселенную на поклонение Себе и принимать это поклонение на земле и на море…». И третий - с ангелам, смотрящими с неба на землю – «…Чрез ангела; таким образом, понемногу они восходили к высшему…».

Картина Веронезе призвана созерцательно препроводить христиан от поклонения Сыну к пониманию славы Господа.

История создания

Британские искусствоведы считают, что данное полотно было заказано правлением Скуолы ди Сан Джузеппе – представителями Братства святого Иосифа для украшения церкви Сан-Сильвестро в Венеции. Однако это «Поклонение волхвов» являлось не алтарной композицией, как свидетельствуют некоторые старые источники, а висело рядом, в нефе церкви. Это как раз связано с изображением святого Иосифа в данной картине – он представлен не в центре, а в крайне правой ее части. И тогда получалось, что его образ на полотне, располагавшемся в нефе собора, как раз соседствовал непосредственно с алтарем Барства, названного в его честь.

Отношение автора к вере

Согласно записям известного живописца, архитектора и родоначальника искусствоведения, Джорджо Вазари, Якопо Тинторетто на самом деле был добрым христианином. Являясь заслуженно уважаемым и талантливым мастером, которого обожала венецианская элита, при заказе на создание алтарных и религиозных произведений, Тинторетто никогда не брал больше денег, чем стоят холсты и краски. При том, что художник входил в круг местных патрициев, его семья часто испытывала нужду именно потому, что средства, полученные за создание портретов и исторических полотен, он часто раздавал городским нищим и тем, кто нуждался в деньгах больше него.

Также известно, что Якопо Тинторетто каждый день много времени уделял молитвам; художник был искренне благодарен Богу, что его семья избежала гибели от чумы. С июля 1575 по февраль 1577 года в Венеции и в ее прилегающих землях от этой болезни скоропостижно скончались приблизительно 46720 человек. Вероятно, Якопо Тинторетто считал, что только благодаря тому, что он нужен Господу, его жена и 8 детей, несмотря ни на что, остались живы. Поэтому мастер каждый день неустанно работал, предпочитая создавать прекрасные христианские образы, которые вдохновляли и озаряли веру его современников.

Биография

Якопо Робусти, которого довольно быстро прозвали Тинторетто, что означает «маленький красильщик тканей», родился в Венеции в 1518, по другим данным, в 1519 году. Его отец был ремесленником, красящим шелковые ткани, но, очевидно он поддерживал тесные деловые связи со многими благородными венецианцами своего времени.

У Якопо сразу проявились незаурядные художественные способности и известно, что в 14-15-летнем возрасте отец отправил его на обучение в мастерскую к знаменитому Тициану. Однако под его опекой юный художник провел не более 10 дней. После этого, как гласит предание, Тициан не захотел держать его у себя, либо осознав, какой опасный для него конкурент этот юноша, или, можно предположить, что знаменитый живописец довольно быстро понял, что едва ли сможет научить его чему-то большему, чем уже умеет молодой Якопо. В дальнейшем сам Тициан и его последователи, относились к Тинторетто довольно холодно, а иногда и пренебрежительно. Но Якопо не обращал на это внимания и, благоговея перед своим бывшим наставником, стремился в своих произведениях соединять тициановские блеск и силу красок с совершенством своего рисунка.

Не смотря на постепенно возрастающую популярность среди заказчиков и коллег, Тинторетто всегда отличался скромностью поведения, но при этом собственным пониманием художественного построения произведения.

Его становление, как мастера с удивительным видением искусства началось в 1540-х годах. Художник получил заказ от братства святого Марка. В результате он написал свой первый шедевр «Чудо св. Марка», за что имел сильные разногласия с заказчиками, пораженными непривычной композицией и динамикой картины. Но это привлекло к художнику всеобщее внимание, коллеги высоко оценили его находки и вскоре братство переменило свое мнение. Так Якопо Робусти Тинторетто стал одним из самых известных мастеров кисти Венецианской республики того времени.

В 1550-х годах Якопо Тинторетто вступил в брак с Фаустиной де Вескови, в дальнейшем подарившей ему 8 детей.

Умер Якопо Робусти Тинторетто в 1594 году, но до последнего дня он не прекращал творить.

Составитель текста: Светлана Королева.

Оставить комментарий