«Поклонение волхвов» - Дюрер Альбрехт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Поклонение волхвов»
«Поклонение волхвов»
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Произведение: «Поклонение волхвов»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1504 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Алтарная композиция иллюстрирует собой стихи 9-10 главы 2 из Евангелия от Матфея. Только этот евангелист рассказывает в своем Писании о прибытии волхвов на поклон святому семейству: «...Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою. И войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну...». (Мф.2:9-10).

Вот как толкует этот сюжет Иоанн Златоуст: «…Чтобы отменить древние правила жизни, призвать всю вселенную на поклонение и принимать это поклонение на земле и на море, Христос с самого начала отверзает дверь язычникам, желая через чужих научить своих…».

Очевидно, что Дюрер именно в этом русле трактует сюжет. Для наиболее точного его отображения, художник изображает волхвов не в доме Святого Семейства, как это говорится у евангелиста Матфея, а возле античных развалин. Многофигурная композиция построена на контрасте густых темных и ярких золотистых тонов. Перед Богородицей и ее Сыном, сидящими возле хлева, склонился один из волхвов, протягивая им свой дар – ларец с золотом. Двое других стоят рядом, дожидаясь своей очереди - они будто бы обсуждают увиденное. Судя по выражению их лиц, событие действует на них умиротворяюще. В этом и заключается посыл данного произведения. Язычество с его магическими оберегами и властью жреческих заклинаний уходит в прошлое, склонив голову перед будущим – Христианством с его правдой новой жизни, олицетворенным младенцем Иисусом.

История создания.

Произведение было заказано Дюреру курфюрстом Саксонии, Фридрихом III. В тот период мастер совершил две поездки по Италии. Он намеревался познакомиться с венецианскими художниками, творчество которых восхищало его невероятной силой колористических решений, а также планировал побывать в Болонье и пообщаться с университетскими мыслителями, чтобы точнее постичь секреты построения перспективы на плоскости. Все эти искания отразились в произведении «Поклонение волхвов»: яркие и сочные цвета солнечного итальянского пейзажа, вдали виднеется древний город, его постройки, поднимаясь по горе, устремляются ввысь.

Как известно, в облике русоволосого волхва с золотой цепью на шее и высокой чашей в руках, Дюрер изобразил самого себя. Художник показывает себя склонившимся перед божественной властью - так же, как склоняются перед Святым Младенцем языческие жрецы.

Алтарный образ с момента создания находился в замковой церкви в Виттенберге. Но в 1603 году новый немецкий правитель, Кристиан II Саксонский, подарил его императору священной Римской империи, Рудольфу II. Лишь в 1792 году картина покинула личную императорскую коллекцию и попала в Галерею Уффици, где и экспонируется до сих пор.

Отношение автора к вере.

Альбрехт Дюрер был умеренным сторонником Реформации и восхищался Мартином Лютером, христианским богословом, инициатором Реформации и знаменитым переводчиком Библии на немецкий язык. Но при этом Дюрер был против религиозной нетерпимости протестантов, предпочитая иносказательно, через цитаты из Нового Завета, донести до людей суть Божественного провидения в жизни каждого человека.

Биография.

Будущий художник родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге, в семье ювелира Альбрехта Дюрера и Барбары Хольпер. У этой семьи немецкого ремесленника венгерского происхождения было 18 детей, 8 из которых выжили.

Тягу к знаниям и возможность постигать их, Альбрехт получил благодаря своему крестному отцу – известному издателю, Антону Кобергеру, и соседям - юристу и дипломату Иоганну Пиркгеймеру. Близкое знакомство двух семей – Дюреров и Пиркгеймеров, принадлежащих к разным городским сословиям, в дальнейшем позволило художнику войти в круг ученых-гуманистов Нюрнберга.

Первые навыки рисования Альбрехт получил в мастерской отца, но вскоре заявил ему о своем нежелании становиться ювелиром. Несмотря на давление родителя, Дюрер все-таки добился от него разрешения начать учиться живописи, и в 15-летнем возрасте поступил в мастерскую к ведущему Нюрнбергскому художнику того времени, Михаэлю Вольгемуту.

Известно, что потом Дюрер учился всю жизнь. В разные годы он путешествовал по городам Германии, Швейцарии, Нидерландов, Восточной Франции и Италии. Знакомство с местными выдающимися мастерами кисти, мыслителями, изучение их методов работы, а также античной истории, математики, богословии сформировали Альбрехта как широко образованную личность.

Альбрехт Дюрер не только учился самым разным наукам, но и составил ряд учебников для своих современников: «Руководство к измерению циркулем и линейкой», изданное в 1525 году, и незаконченный им учебник по рисунку и живописи, не имевший аналогов по полноте охвата проблем, стоящих перед художником XVI века.

В 1512 году по заказу императора Священной Римской империи Максимилиана I, Альбрехт Дюрер начал создавать иллюстрированную «Книгу фехтования». На 35 листах содержались приемы рукопашной борьбы, отображенные в 120 рисунках, и методики правильного фехтования - в 80 рисунках. Чтобы все изображения и описания были действительно эффективны для обучения.

Помимо живописи и графики, мастер успешно занимался гравировкой, ксилографией и созданием витражей. Он был настоящим гением эпохи Возрождения, стремясь в любой своей деятельности добиваться совершенства исполнения.

6 апреля 1528 года Альбрехт Дюрер скончался в родном Нюрнберге, где и был похоронен.

Автор текста: Светлана Королева.




Оставить комментарий