yandex

Поклонение волхвов - Якопо Бассано (Джакопо да Понте)

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов
Автор: Якопо Бассано (Джакопо да Понте)
Местонахождение: Музей истории искусств, Вена
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Возрождение
Дата создания: 1563-1564 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

«Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну», - это строки из Святого Евангелия от Матфея, в которых повествуется об иконографическом сюжете о волхвах, пришедших с Востока, чтобы поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары. Золото – как Царю, ладан – как Первосвященнику и смирну – как исполняющему величайшее пророческое служение. Этот момент запечатлел Якопо Бассано в своем полотне «Поклонение волхвов». На его картине Богоматерь изображена сидящей вполоборота к зрителю, что позволило художнику передать Ее тонкий профиль, трепетность и изящество. Движение фигур Марии и стоящего за Ее спиной Иосифа навстречу к волхвам, и их ответный жест создают на холсте центральную треугольную композицию. Все произведение словно «плотно наполнено» движением. Композиционное уравновешивание создается благодаря легкости в выборе цветовой палитры при написании неба. В целом картина выполнена в сдержанной гамме, что не утяжеляет полотно, а использование ярких цветовых акцентов в изображении одежды персонажей делает произведение завершенным.

История создания.

Идея создания сюжета «Поклонение волхвов» возникла у Бассано после прочтения трактата Иакова Ворагинского «Золотая легенда» (Legenda Aurea). Эта книга была одной из самых значимых в XIV-XVII веках, стоявшая на втором месте по популярности после Библии. Сочинение включало в себя собрание христианских легенд и занимательных житий святых, написанное на латинском языке около 1260 года. Многие художники, прочитав трактат, обращались к Библии и открывали этот сюжет для себя по-новому и стремились в своем творчестве передать всю значимость и божественность сюжета с помощью своего таланта. Якопо Бассано был одним из таких художников, он передал через своё живописное произведение ощущение трепетности момента и масштабности значения самого события.

Отношение автора к вере.

Якопо Бассано можно отнести к тем художникам, для которых вера оказала значительную роль в формировании личности и творчества. Он известен своими религиозными картинами. Воспитывался Якопо в небольшом провинциальном городе Бассано, где свято хранились заветы предков, забытые в крупных городах Италии. Семья художника чтила древний уклад города. Его отец, Франческо да Понте был образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и вопросами духовной жизни. Мать художника была глубоко религиозной женщиной. И, конечно же, это оказало большое влияние на будущего художника. Любимой темой его творчества были библейские сюжеты, которые он раскрывал «по-своему», пропуская через свое сердце. Потому его работы наполнены трепетом и радостью. Он говорил своим ученикам: «только с большой любовью к Богу можно писать о мгновениях, прочтенных в Библии». Именно эту огромную любовь ко Христу зритель может увидеть и почувствовать, любуюсь работами Якопо Бассано. Картина «Поклонение волхвов» передает ту огромную радость, которую испытали волхвы, придя к Царю Божьему, узнав, что он родился. И недаром картины религиозной тематики принесли ему наибольшую известность.

Биография.

Якопо да Понте, прозванный Бассано по названию города Бассано дель Граппа Венецианской Республики, родился в 1517 году. Вырос в семье художника Франческо да Понте. Учился живописи в мастерской своего отца.Совместно они написали несколько картин в течение пяти лет, а в 1515 году Якопо уехал учиться в мастерскую Бонифацио Веронезе в Венецию, где вскоре проявил себя выдающимся и талантливым художником. Важно отметить, что Бассано достаточно быстро занял важное место среди мастеров венецианской живописи позднего Возрождения. Он - один из немногих мастеров Италии второй половины XVI века, который начал уходить от изображения главных героев по правилам античности и обратился к образу человека своего времени.

В Венеции художник решил не оставаться. В 1540 году, получив из дома известие о смерти отца, вернулся в Бассано. В этот момент его искусство переживает своеобразный перелом. Образы становятся более беспокойными, внутренне драматичными. От изображения отдельных персонажей, живописец приходит к устойчивым уравновешенным группам согласно канонам эпохи Высокого Возрождения. Семейная жизнь Якопо претерпевает изменения: он обзаводится семьей, и в 1549 году появляется на свет его первый сын, Франческо, который продолжит в будущем дело своего отца. С этого момента жизнь художника текла спокойно. В основном он писал работы для городских и окрестных церквей, проводил больше времени в кругу семьи, мастерил интересные предметы для украшения своего дома и сада. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками в его мастерской.

В середине 1570–х годов Якопо Бассано пробует себя в новом для себя жанре – в монументальные росписи. Он создает фрески капеллы дель Розарио, которые являются шедевром искусства XVI века. Несмотря на то, что Бассано работал в небольшом городке, он был одним из самых влиятельных художников середины 50-х годов XVI века и стал основателем династии художников: все четверо его сыновей Франческо, Джамбатиста, Леандро и Джироламо были живописцами и начинали свою карьеру в мастерской отца. К нему приезжали ученики, и даже Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Якопо Бассано. Это свидетельствует о том, сколь высоко ценили его талант. Живописец не оставлял кисти до самой своей смерти, но в следующее десятилетие работал далеко не так продуктивно. Умер художник 13 февраля 1592 года, ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшись полгода спустя.

Полотна Якопо Бассано украшают крупнейшие музеи в Париже, Венеции, Флоренции, Милане, Неаполе и других городах. Своими произведениями он внёс большой вклад в развитие итальянской жанровой живописи.

Автор текста: Тулабаева Нигина.

Оставить комментарий