«Поклонение пастухов» - Рубенс Питер Пауль

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Поклонение пастухов»
«Поклонение пастухов»
Автор: Рубенс Питер Пауль
Местонахождение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Произведение: «Поклонение пастухов»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1608 г.

Описание произведения.

Впервые пастухи появляются на страницах Евангелия, когда вскоре после рождения Младенца, им, работавшим неподалёку от Вифлеема, является ангел и сообщает о рождении Мессии. Тогда пастухи отправляются на поиски указанного места, чтобы поклониться Богомладенцу. Описание данного события мы встречаем на страницах Евангелия от Луки: «…Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем». (Лк.2:15-17).

Действие на полотне Рубенса происходит в полумраке пещеры. Наверху мы видим парящих ангелов, которые удерживая в руках покров, парят над младенцем Иисусом. Внизу изображены пастухи, а также Дева Мария. Она склонилась над яслями, в которых мирно спит новорожденный Христос. Мужчины, восторженно переговариваются между собой, очевидно, их внешний облик был заимствован с выразительных крестьянских типажей. Фигуры людей тесно стоят вокруг яслей, они включены в поток света, исходящий от младенца Христа. Таким образом, возникает динамичная, трогательная и очень личная сцена, в которой каждый персонаж прикасается к таинству прихода Господа в мир. В лицах пришедших поклониться Иисусу читается истинная радость и ликование. Спаситель уже озаряет божественным светом всех, кто находится рядом. Этот свет настолько сильный, что пастух, изображенный на переднем плане, прикрывает глаза рукой. Пока божественный свет доступен только избранным, но к нему могут приобщиться все, кто возлюбит всем сердцем Господа.

История создания.

Отечественные искусствоведы считают, что данное полотно является уменьшенным эскизом большой картины, созданным для демонстрации замысла заказчикам. Ими являлись монахи ордена ораторианцев Сан-Спирито. Они поручили Рубенсу изготовить алтарную картину для украшения своего храма в городе Фермо. У этого сюжета имеется предварительный рисунок пером, и даже авторское повторение большой картины. Непосредственно это полотно было куплено императрицей Екатериной II в 1769 году вместе со всей коллекцией Генриха фон Брюля, которая и явилась основой собрания живописи Эрмитажа.

Отношение автора к вере.

Рубенс, как и многие его современники, был с рождения воспитан в любви к Христу. Превосходное знание Библии оказалось важнейшим фактором для всей его творческой деятельности. Понимание христианства и одновременно человеческой природы – одно из главных качеств, которые и сделали из нидерландского художника, выдающегося на все времена мастера кисти. Люди на его полотнах действительно созданы из плоти и крови, а божественная суть передана удивительной красотой, мощью живописного мастерства.

Все свою деятельность Рубенс оказывался под покровительством людей, чья преданность Богу не подлежала никаких сомнений. Поэтому он создавал не только портреты по заказу, но многочисленные христианские сюжеты, в том числе предназначавшиеся для украшения соборов.

Одной из важных миссий художника была дипломатия. Забота о мире, в котором, наконец, закончились бы войны и передел финансов, особенно волновала Рубенса и заставляла часто ездить по свету. Но где бы ни оказывался Рубенс, в своих картинах он неизменно стремился передать христианское предназначение человека – доброту и любовь к ближним и Богу.

Биография.

Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года в немецком городе Зигене, в семье юриста - эмигранта из Фландрии. В 1579 Рубенсы переехали в Кельн, где и прошло детство будущего живописца.

После смерти отца в 1587 году, мать с детьми вернулась в Антверпен, и Рубенс начался учиться в школе Ромбута Вердонка. Вскоре его определили в пажи к графине Маргарите де Линь, благодаря которой Питер стал обучаться рисованию у местных художников Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта и Отто ван Веена.

В 21 год Питер Пауль Рубенс был принят мастером в гильдию Святого Луки – антверпенскую ассоциацию художников и ремесленников. В это же время он принял участие в росписи резиденции новых правителей Фландрии — эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы.

В мае 1600 года мастер отправился в Италию, где поступил на службу к герцогу Винченцо Гонзаго. В марте 1603 этот Гонзаго отправил Рубенса с посольством в Испанию. Художник привез в дар испанской королевской семье несколько картин итальянских мастеров, а также собственные полотна. Они удостоились высокой оценки в Мадриде – не случайно именно в Испании Рубенс впервые прославился как живописец. После возвращении из поездки, художник 8 лет путешествовал по Италии —посетил Флоренцию, Геную, Пизу, Парму, Венецию, Милан, долго жил в Риме. Но где бы ни находился Рубенс, он ни на минуту не прекращал рисовать.

В 1608 году скончалась мать Рубенса, и он отправился на родину. Во Фландрии мастер получил должность придворного живописца у инфанты Изабеллы и эрцгерцога Альберта в Брюсселе.

В 1609 Рубенс венчался с дочерью секретаря городского регентства Антверпена.

В 1621 году королева-мать Франции Мария Медичи отметила Рубенса как гениального художника, сделав ему заказы на несколько картин. Одновременно с этим Рубенс начал выполнять при ее дворе ряд дипломатических миссий в отношении испанского королевского рода Габсбургов. За свои заслуги в области дипломатии, в 1624 году художник получил испанское дворянство, а в 1630 был посвящен в британские рыцари Карлом I.

В 1629 году Питер Пауль Рубенс был удостоен звания почетного магистра искусств Кембриджского университета.

После 1635 года у художника стали учащаться приступы подагры. После 1638 года болезнь поразила его правую руку, лишив возможности писать. В феврале 1639 года состояние Рубенса уже вызывало опасения у всей семьи. 27 мая 1640 года художник составил завещание. 30 мая Питер Пауль Рубенс скончался в Антверпене, где и был похоронен.

Автор текста: Светлана Королева.




Оставить комментарий