Поклонение пастухов - Корнелис ван Пуленбург

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Автор: Корнелис ван Пуленбург
Местонахождение: ГМИИ им. А.С.Пушкина
Произведение: Поклонение пастухов
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1651 г.

Описание произведения.

Впервые пастухи появляются на страницах Евангелия, когда вскоре после рождения Младенца, им, работавшим неподалёку от Вифлеема, является ангел и сообщает о рождении Мессии. Тогда пастухи отправляются на поиски указанного места, чтобы поклониться Богомладенцу. Описание данного события мы встречаем на страницах Евангелия от Луки: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сём.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своём. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк. 2:15-20).

Картина "Поклонение пастухов" Корнелиса ван Пуленбурга визуально разделена на две части. Правую половину занимает разрушенное здание античной архитектуры, массивное и величественное. Художник детально изобразил его мощные стены в молодой поросли, залитые ярким итальянским солнцем. К разрушенной стене примыкает навес с земляной крышей и двумя глухими стенами. В его полумраке нашло приют Святое Семейство. Рядом с Богоматерью в высоких яслях лежит Младенец Христос. Перед Ним, молитвенно сложив руки и приклонил колени, стоит один из пастухов. Второй показан поспешно входящим в скромное пристанище.
В полутьме видна фигура праведного Иосифа и угадывается силуэт осла.
Левая половина картины являет зрителю освещённый утренними лучами равнинный ландшафт под высоким голубым небом. На переднем плане пасётся множество крупного и мелкого скота. Горизонт подернут утренней дымкой.

История создания.

Картина написана художником в возрасте пятидесяти шести лет и несомненно относится к поздним шедеврам живописца. Заказчик полотна неизвестен. Корнелис ван Пуленбург виртуозно соединил в своём произведении пейзаж, архитектурные элементы и библейский сюжет, наполнив их удивительно гармоничным звучанием.

Отношение автора к вере.

Как отмечают биографы художника, Корнелис ван Пуленбург был католиком. А во время его пребывания в Риме, ему покровительствовали несколько епископов. Эти сведения говорят о конфессиональной принадлежности художника и его востребованности и высокой оценке церковными иерархами. Внутренний мир духовных переживаний и исканий в большей мере открывает творческий путь мастера. В жизнеописаниях Иоахима фон Зандрарта содержится много восторженных строк, посвящённых Корнелису ван Пуленбургу. В них говорится, что он «стремился подражать в пейзажах Эльсхаймеру, а в изображении фигур Рафаэлю, в результате чего создавал удивительные и прекрасные пейзажи с изящными фигурами». Свидетельство современников, факт творческого путешествия в Италию, показывают Корнелиса как человека трудолюбивого и талантливого, желающего всеми силами воплотить, данный Богом талант.

Биография.

Корнелис ван Пуленбург родился в 1594 году в голландском городе Утрехт. Известно, что в Утрехте Корнелис обучался в мастерской художника Абрахама Блумарта. После окончания обучения ван Пуленбург совершает путешествие по Италии и с 1617 года живёт в Риме, где совершенствует своё мастерство, испытывая влияние творчества Адама Эльсхаймера. Его первая датированная картина "Вид Кампо Ваччино" (Париж, Лувр) относится к 1620 году. Как и большинство произведений этого периода, этот пейзаж населён множеством мелких персонажей, пастухов или крестьян, изображённых среди античных руин. В начале ван Пуленбург заимствовал свои темы у антверпенского художника Пауля Бриля, работавшего в Риме около 1580 года, но по-своему интерпретировал их. Позднее, во Флоренции ван Пуленбург познакомится с французским мастером офорта Жаком Калло. В Палаццо Питти во Флоренции и в Риме сохранилось несколько небольших работ ван Пуленбурга. В Риме молодой Корнелис был одним из основателей Общества голландских художников "Бентвогелс".

В 1627 году художник вернулся в родной Утрехт и оставлял этот город только на время двух коротких поездок в Англию в 1637 и 1638 годах, по приглашению короля Карла I. Корнелис ван Пуленбург привёз в Голландию аркадский пейзаж, населенный античными героями или библейскими персонажами, который стал первой жанровой разновидностью итальянизирующего направления. Для творчества художника типичны малоформатные пейзажи, изображающие окрестности Рима, наполненные обнажёнными фигурами — героями античной мифологии. Маленькие картины ван Пуленбурга — «Вид римской Кампаньи», «Пейзаж с Дианой и Каллисто», «Диана и Актеон» — имели огромный успех у зрителей. Самое большое полотно кисти мастера - «Отдых на пути в Египет», его размер объясняется тем, что это групповой портрет: в образах Девы Марии, Младенца Христа и праведного Иосифа художник изобразил членов семейства заказчика.
В мастерской Пуленбурга было много учеников, которые до начала XVIII века продолжали пересказывать те же сюжеты, используя живописный язык, выработанным ван Пуленбургом. К ним относятся Бартоломеус Бренберг, Даниел Вертангер, Дирк ван дер Лиссе, Абрахам ван Кейленборх, Йохан ван Хенсберген.
Художник успел оставить после себя очень значительное число картин. В Лувре хранится восемь его произведений, как на священные, так и на иные сюжеты; из них «Возвещение пастухам» считается одной из лучших работ мастера. Эрмитаж владеет двенадцатью картинами ван Пуленбурга, так же разнообразными по содержанию: «Изгнание Адама и Евы из рая», «Моление о чаше», «Распятие», несколько видов римской Кампаньи. Скончался художник 12 августа 1667 года в Утрехте.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий