Поклонение пастухов - Эль Греко

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Автор: Эль Греко
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Произведение: Поклонение пастухов
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Маньеризм
Дата создания: 1612 - 1613 гг.

Описание произведения.

«Поклонение пастухов» — один из эпизодов рождения Иисуса Христа, описание которого представлено в Евангелии от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях». (Лк.2:8-12).

Таинственный свет вырывает из тёмного пространства пещеры две группы: в нижней части находятся люди – младенец с Девой Марией и пастухами, а в верхней половине мы видим херувимов и ангелов, которые свидетельствуют о высоком божественном предназначении новорожденного. Эту же самую мысль Эль Греко подчёркивает и цветом, делая изображение Христа самым ярким светлым пятном. Глядя на Иисуса, зритель понимает, что именно из яслей исходит этот лучезарный свет, которого хватает на освещение пещеры и всех действующих лиц. Можно заметить, как скорбны лица парящих над Христом ангелов – они знают, что Святому младенцу предначертано пострадать во имя Спасения человечества.

История создания.

Многие живописцы обращались в своем творчестве к этому известному религиозному сюжету, однако Эль Греко удалось воплотить евангельский текст в особом, ни на кого не похожем ключе. Художник создал поистине таинственную сцену, проникнутую глубокой молитвой и тихим торжеством.

Эль Греко писал несколько полотен на этот библейский сюжет, но данная работа является его любимой и последней. Он создал ее специально для монастыря Санто-Доминго-эль-Антигу, где теперь находится могила живописца. Данное полотно долгое время служило украшением алтаря надгробия Эль Греко. По свидетельству одного из учеников мастера, на полотне художник изобразил и себя, в лице пастуха в красном одеянии, стоящим на коленях.

В работах позднего периода Эль Греко образы людей приобретают все больше нереальных черт: пропорции тел сильно искажаются, порой напоминают собой языки пламени, вырывающиеся из костра. Сильно вытянутые фигуры людей словно парят над землей, символизируя духовное слияние человека с Богом. Одежды героев будто существуют от них отдельно - остаются запечатленными в необычном движении.

Живописец всегда экспериментировал с цветом и светом, но именно данная работа, одна из последних в биографии художника, показывает наивысшее мастерство сюжетного развития через мастерски расставленные акценты световыми пятнами. Глубокие тени, ложащиеся на стены, яркий свет, тёмный фон – всё это стирает различия между земным и небесным миром, превращая библейскую сцену в некое видение, сакральный сон.

Отношение автора к вере.

Эль Греко был художником, посвятившим себя сугубо религиозной живописи. Сам живописец был глубоко верующим человеком. Но, судя по картинам, его представления о Боге отличались своеобразием, поэтому с большим недоверием относилась к нему испанская инквизиция, подозревавшая художника в ереси. Однако необычный подход в изображении традиционных библейских сцен, был настоящим знаком божественного дара Эль Греко – в понимании возможностей языка искусства художник далеко перешагнул свое время.

Картины Эль Греко нередко похожи на видения и сны. Фигуры словно теряют материальность и вес, они вытягиваются, причудливо колеблясь, как языки пламени. Важным элементом картин является свет. «Каждая фигура имеет свой собственный источник света — она светится изнутри, или отражает свет, который происходит от невидимого источника», — писал историк искусства Джонатан Браун. Проникающий сквозь тьму, мерцающий свет растворяет контуры. Образы сливаются с фоном, и создается ощущение единства пространства и изображенных фигур. Не случайно и сам художник долгие часы проводил в темноте и уединении, пытаясь сосредоточиться на внутреннем свете.

Композиции Эль Греко порой напоминают отражения на зыбкой водной поверхности. В них все пребывает в состоянии движения и изменения. Реализм художника - в умении показать в человеке духовное. Это и было истинной целью всего творчества великого испанца.

Биография.

Доменико Теотокопули - настоящее имя художника, псевдоним — Эль Греко, с испанского переводится, как «грек», что связано с его местом рождения. Живописец родился в 1541 году в Ираклионе, на острове Крит, в зажиточной семье. В возрасте 20 лет он попал в Венецию, где учился в мастерской Тициана. Именно здесь он осваивает перспективу, построение фигур, постановку сюжетных сцен, палитру. Яркий пример творчества автора этого периода — картина «Чудо исцеления Христом слепого».

В основном его работы были посвящены религиозной тематике, но уже в начале пути стали видны характерные черты авторского стиля — мягкие контуры и экзальтация в мимике.

В Рим художник переехал в 1570 году, где изучал архитектуру, а в 1572 году присоединился к живописцам академии и вместе с ними основал студию. Позднее Эль Греко переехал в Мадрид, где стремился стать при дворе короля Филиппа II художником, но это ему не удалось. В 1577 году он переехал в Толедо, где обрел успех и написал свои основные шедевры - «Погребение графа Оргаса» (1588). В 1590 году в творчестве художника произошли перемены. Главной темой этого периода стали страдания Христа. В своих работах он подчёркивает вытянутость фигур, а одухотворенное выражение лиц святых оттеняет сумрачным колоритом.

К 1600 году искусственные и нереальные элементы его произведений усиливаются, фигуры людей искажаются и уходят от реалистичности. Полотна наполняются светоносными красками, расширяется круг его тем. Эль Греко обращается к радостным сюжетам Спасения. Знаменитая работа «Вид Толедо» считается первым пейзажем в испанском искусстве. Его поздние работы стали предвестниками появления кубизма и экспрессионизма. Картину «Пятая печать» некоторые искусствоведы считают первой работой в этих направлениях.

Однако в конце жизни он вновь возвращается к излюбленному темному колориту. Недооценённый до конца своими современниками, умер живописец 7 апреля 1614 года. Лишь спустя время после смерти, он получил признание и статус мастера.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.




Оставить комментарий