Поклонение пастухов - Брюллов Карл Павлович

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Поклонение пастухов
Поклонение пастухов
Автор: Брюллов Карл Павлович
Местонахождение: Государственная Третьяковская галерея
Произведение: Поклонение пастухов
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Академизм
Дата создания: 1817-1820 гг.

Описание произведения

Произведение Карла Павловича Брюллова «Поклонение пастухов» представляет собой черно-белое изображение евангельского сюжета. Написанная тушью на картоне, эта работа несколько отличается по технике исполнения от классических картин, выполненных мастером. На полотне изображены главные герои новозаветной истории.

Новорожденный младенец Иисус лежит на возвышении, выстланном тканями. Над Ним заботливо склонилась сидящая Дева Мария. Она прижала левую руку к груди, Её взгляд полон нежности и материнской любви. Чуть поодаль, слегка опираясь на выступ, стоит Иосиф. Он выглядит задумчивым, возможно, размышляет о необходимости теперь оберегать Богородицу с Младенцем. Пришедшие по ведению ангела пастухи окружили Христа, с благоговением склонив головы перед Ним. Одни пали на колени, другие - стоят.

К. П. Брюллов изобразил место действия не в пещере, где, согласно Евангелию, был рождён Иисус, а возле каменного свода. Художник сосредоточился на том, чтобы передать волнительный и радостный момент первого поклонения людей Христу, которые признали Его как Мессию и Спасителя.

История создания

Картину «Поклонение пастухов» К. П. Брюллов начал писать ещё в юном возрасте, когда ему исполнилось всего 18 лет. Но, будучи одарённым и трудолюбивым живописцем, он с раннего детства был погружен в творческий процесс. Произведение на библейский сюжет о поклонении пастухов младенцу Христу Карл Павлович создал в последние годы обучения в Академии художеств. Это был период поиска собственного стиля в искусстве.

Работа «Поклонение пастухов» основана на эпизоде Евангелия от Луки: «В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк.2:8-12). Так, пастухи, послушавшись ангела, отправились к месту, где был рождён Иисус. Карл Павлович Брюллов запечатлел на картине момент поклонения Господу тех, кто одними из первых услышали Благую весть о Христе.

Отношение автора к вере

Будущий знаменитый художник происходил из семьи с французскими корнями. Именно из Франции, в конце XVII века, предки К. П. Брюллова были изгнаны за принадлежность к протестантизму. Позднее, когда семья Брюллова уже основалась в России, она сохранила протестантское вероисповедание, что, впрочем, нисколько не влияло на написание художником православных икон на заказ.

Религиозные работы Карла Павловича отличает необычайно светлое восприятие облика Христа («Воскресение Христа», «Христос во гробе» и другие). Известно, что художник после первой поездки в Италию был очень вдохновлен произведениями мастеров эпохи Возрождения. Впоследствии они оказали влияние на духовную составляющую его творчества. Карл Брюллов обращался к библейским сюжетам и в начале своего пути, и уже под конец жизни, выполняя росписи для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и другие частные заказы.

Биография

Карл Павлович Брюллов (настоящая фамилия семьи – Брюлло) родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Павел Брюллова, был скульптором, и с самого раннего детства Карл занимался живописью под его тщательным руководством. Благодаря прирожденному таланту и упорству Карл Брюллов без экзаменов поступает в возрасте 10 лет в Академию художеств и проучился там 12 лет, вплоть до 1721 года.

Наиболее известная работа того времени – «Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского», за которую его наградили золотой медалью и поездкой в Италию. В 1727 году он начинает одну из самых масштабных картин - «Последний день Помпеи», которая затем была выставлена в Риме и принесла признание художнику еще при жизни.

В Италии живописец прожил 12 лет, оттуда отправился в Грецию и Малую Азию, но из-за проблем со здоровьем был вынужден прервать поездку и вернуться в Россию. В 1836 году Брюллов получает звание младшего профессора Академии художеств. Он продолжает писать портреты, а также образы для православных и лютеранских храмов, расписывает купол Исаакиевского собора. По причине ухудшения физического состояния Карл Брюллов был отправлен на лечение в Италию, где и скончался 23 июня 1852 года. Похоронен художник на протестантском кладбище в Риме.

Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.

Оставить комментарий