Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Картина нидерландского художника Хуго ван дер Гуса «Поклонение младенцу Христу» написана масляными красками на деревянной панели размером 253 х 304 и представляет собой среднюю часть триптиха, который называют «Алтарь Портинари». Эта работа единственная, подписанная художником и поэтому ее принадлежность кисти автора не вызывает сомнений.
По преданию, Христос родился в пещере, куда загоняли овец в холодные ночи. Евангелист Лука описывает, как к Богомладенцу пришли поклониться узнавшие о Чуде пастухи: «Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк.2:15-16). В это время «ангелы окружили от рождения Его и поклонялись Ему, говоря: "Слава в вышних Богу, и на земле мир, человекам благоволение!"», описывается в апокрифическом Евангелии от Псевдо-Матфея.
На картине разворачивается событие, открывающее собой новую страницу человеческой истории. Она вся пронизана сложной символикой, сформировавшейся в католической среде в средние века, но в то же время является отражением именно своего времени – периода литургических постановок, регулярного проведения уличных мистерий и мираклей. Ван дер Гус раскрывает тему Рождества с изображением многих деталей, известных от апостола Луки, из апокрифических Евангелий, преданий и добавленных к XV веку теологами и мистиками деталей.
Событие рождения Спасителя представлено Гусом, как и многими европейскими живописцами XV века, мистическим действом, основанным на так называемом «видении святой Бригитты Шведской». В нем описывается, что Мария сняла плащ, накидку, распустила волосы и встала на коленопреклоненную молитву. Вдруг новорожденный Младенец оказался лежащим на земле в луче света: "...появился Он сам собой на земле, обнаженный и сияющий...". Этот момент и выбрал ван дер Гус в качестве ядра композиции, вокруг которого распределил группы действующих лиц, расставил архитектурные кулисы, образовав некую сферу, подобно вращающимся вокруг солнца планетам.
Художник руководствовался главной целью – создать две зоны, духовно и зрительно подчиненные различным закономерностям. Вокруг фигурки лежащего на земле Младенца Христа свободна достаточно большая площадка, рождающая ощущение своеобразной «зоны молчания». Остальные фигуры и предметы обстановки расположены двумя группами.
Приближенный ко Христу круг образует область божественного видения. Его составляют фигурки ангелов в белых и разноцветных облачениях, находящихся на земле и в воздухе, которые протягивают руки в молении, словно стараясь этим приблизиться к Младенцу. Ангел, на одеянии которого вышито слово «SANCTUM», взглядом словно приглашает зрителя стать участником процесса. На первом плане этот круг замыкают предметы, которые, на первый взгляд, не имеют к происходящему никакого отношения. Однако это не так.
Сброшенная с ноги туфля символически указывает на Святость места: «Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть Земля Святая» (Исход 3:5). Колосья пшеницы напоминают о Вифлееме (городе хлеба), а также о словах Христа апостолам во время преломления хлебов: "Сие есть Тело Мое" (Мк.14:22). Изображенные художником цветы тоже не случайны. Рассыпанные на земле фиалки - символы смирения, не зря они рядом с сандалией Иосифа. Белые ирисы - невинность, синий - скорби Богородицы, три ириса могут символизировать Троицу. Водосбор считали слезами Марии, ноготки ("цветок из гвоздей" на нидерландском языке) напоминают гвозди в ладонях Христа, красные лилии - кровь от Его страданий. Возможно, что сосуд с чистой водой - символ чистоты Марии, он присутствует почти на всех подобных картинах нидерландцев.
Второй круг образован фигурами и предметами, обладающими ощутимой трехмерной объемностью и выдержанными в «земляных» цветах с добавлением плотного красного. Он включает в себя крепкую фигуру Иосифа, массивную колонну, головы вола и осла, фигуры трех пастухов, а также полуразрушенную стену яслей и фасад дома в глубине.
Связующим звеном между областью божественного чуда и сферой земного бытия, служит образ Богоматери, который одновременно принадлежит им обоим. Ее глаза опущены, она как будто погружена в созерцание чего-то, видимого только ей. В тоже время ее подчиненная треугольной форме фигура в темно-синем платье обладает вполне конкретной и весомой материальностью.
Иосиф с благоговением наблюдает за происходящим, находясь немного в стороне. Вол поднял голову, он словно участвует во всеобщем поклонении, а осла интересует только еда, соответственно словам: "Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет" (Исайя 1:3). Можно предположить, что осел символизирует иудеев, а вол - язычников. Но эти животные, присутствующие при Рождестве Христовом, могут и указывать на Его смирение, жертвенность, напоминать о предвечном Агнце.
Замечательны пришедшие ко Христу пастухи. Ван дер Гус без тени иронии изображает этих людей из народа, признавая искренность их удивления. Это является новаторством для своего времени, так как обычно крестьян (Paganus) изображали с насмешливо-гротескным утрированием, потешаясь над их подчеркнутой нелепостью. В соответствии со сложившейся традицией, художник рисует три возраста, три эмоции: пастух постарше смотрит на малыша с пониманием и любовью, средних лет - с улыбкой и радостным удивлением, простирая к нему руки, а младший просто открыл рот от изумления, он поражен происходящим. За этими пастухами, мы видим и других – тех, кто тоже торопится увидеть Рожденного Спасителя. А чуть дальше, на холмах, запечатлено и само явление ангела пастухам, возвестившего им о Рождестве.
Художник решает композицию картины, словно сценическую площадку для распространенных во время его жизни уличных театральных постановок. Известно, что Хуго ван дер Гус регулярно занимался оформлением светских мероприятий – торжественных въездов царственных особ и значимых моментов их жизни, а также религиозных мистерий. Сначала такие постановки на тему Рождества или Пасхи проходили в церкви, позже их стали устраивать перед храмом. Во время жизни художника, мистерии устраивались уже в городском пространстве и представляли собой шествия от одной сцены с евангельским сюжетом к другой. В рассматриваемой картине ван дер Гус размещает участников события, как будто на такой площадке – в окружении городских построек, с применением архитектурных элементов в оформлении условных «яслей».
История создания.
«Рождество» является средней частью «Алта́ря Портина́ри». Триптих был заказан руководителем Нидерландского отделения банка Медичи Томмазо Портарини для церкви Святого Эгидия госпиталя Санта Мария Нуова, учрежденного его семьей еще в 13 веке. Томмазо Портинари, выходец из богатой и знатной флорентийской семьи, более 25 лет прожил в Брюгге, где находился офис банка.
Заказ был сделан в те годы, когда дела банкира шли не очень хорошо после попадания в немилость у своего патрона – Лоренцо Медичи Великолепного. Он обвинил Томмазо в пренебрежении своими обязанностями и предательстве интересов Медичи ради поддержания своего фавора у Карла Смелого, тогдашнего герцога Бургундского. Однако это не помешало любителю нидерландской живописи, итальянцу Портинари заказать столь большое произведение (размер алтаря в открытом виде 253 × 588 см.) видному мастеру, часто исполняющему заказы для двора – Хуго ван дер Гусу. Сам Томмазо изображён на левой створке с двумя своими сыновьями Антонио и Пигелло. Его жена Мария ди Франческо Барончелли написана на правой створке вместе с дочерью Маргаритой. Все донаторы, кроме Пигелло, сопровождаются своими тезоименными святыми покровителями — святым Фомой, святым Антонием, Марией Магдалиной и святой Маргаритой. Вдали на заднем плане представлены сцены, связанные с главным сюжетом: на левой створке — Мария и Иосиф на пути в Вифлеем, на правой створке – три волхва.
Госпиталь Санта Мария Нуова был гордостью семьи Портинари, даже папа римский одобрил такую гуманистическую идею и призвал всех богатых людей совершать подобные богоугодные дела. Хуго ван дер Гус в своей работе подчеркнул принадлежность алтаря именно лечебному учреждению, изобразив в своем символическом «натюрморте» на переднем плане картины керамический сосуд в стиле албарелло. В те годы подобные использовались для аптечных и медицинских целей, что явилось и иносказательным намеком на то, что Христос - лекарство для больной души.
Работа писалась в Нидердандах, и уже после смерти художника перевезена морем на корабле через Сицилию во Флоренцию, на родину заказчика. Считают, что это произошло не позднее 1485, потому что именно в 1485 появилась первая итальянская копия его элементов.
Эта картина имела большое значение для развития итальянского искусства кватроченто, так как продемонстрировала итальянским мастерам новаторство северных живописцев. К нему относится подчеркнутая реалистичность в изображении характерных особенностей персонажей и отсутствие простой фронтальной композиции в трактовке сюжета. Большое впечатление на итальянцев произвела сочность цветов масляных красок, применяемых нидерландцами. Считают, что творчество ван дер Гуса оказало значительное влияние на многих известных художников-флорентийцев, в том числе на Доменико Гирландайо и Леонардо да Винчи.
Отношение автора к вере.
Вероятно, над «Алтарем Портинари» мастер трудился, находясь в августинском монастыре Родендале близ Брюсселя, или поселился там сразу после завершения работы. В этом аббатстве в 1478 году он принял монашеский постриг.
Сохранились записи, которые рассказывают о пребывании художника в этом монастыре. Согласно им, монашеские обеты давались вольному художнику не легко, его нередко навещали гости, в том числе будущий император Священной Римской Империи Максимилиан Габсбург. При этом к столу подавались дорогие вина, что служило поводом для замечаний среди братии. Вполне возможно, что его несколько вызывающее, по словам описателя, поведение, уже было следствием прогрессирующей душевной болезни. В 1480 году художник в сопровождении нескольких собратьев по ордену отправился в Милан для выполнения очередного заказа. Однако в дороге с ним случился серьезный приступ. По возвращении, аббат определил его положение сходным с состоянием Саула и повелел лечить его музыкой, подобно тому, как было велено юному Давиду. Отмечается, что подобное лечение не принесло ощутимого результата, и в 1482 году художник упокоился в стенах обители.
Биография.
Хуго ван дер Гус родился в Генте или в местечке Тер Гус в Зеландии. Точная дата рождения неизвестна, ее относят к 1430-1440 годам, а иногда даже более ранним. Он считается важным фламандским живописцем XV века, наряду с Яном ван Эйком, Рогиром ван дер Вейденом, Гансом Мемлингом и Дирком Боутсом. Для ван дер Гуса характерен ряд нововведений, таких как осмысленный монументализм, подчеркнутая реалистичность образов и индивидуальная манера письма в портретном жанре.
В начале 1460-х годов ван дер Гус вступил в ремесленную гильдию св. Луки, с которой выполнял многочисленные городские заказы. Участвовал как декоратор в украшении города Брюгге по случаю свадьбы в 1468 герцога Бургундии Карла Смелого и Маргариты Йоркской, позже в оформлении торжеств в городе Генте по случаю въезда в город Карла Смелого и новой графини Фландрской в 1472. Очевидно, его роль в этих работах была ведущей, ибо по сохранившимся документам он получил бо́льшую плату, чем остальные художники. К сожалению, картины, бывшие частью оформления, не сохранились. Творческая биография имеет множество неясностей и пробелов, так как художник не датировал и не подписывал свои картины. Единственная подписанная работа – «Алтарь Портинари».
С 1467 года – мастер гильдии, а с 1473 по 1476 год был её деканом в Генте. Последние годы его жизни были омрачены душевной болезнью, о природе которой есть разные мнения. Часть исследователей предполагает, что это произошло из-за неразделенной любви – ему отказали во время сватовства к одной из девиц Гента. Другие предполагают, что отказ явился не причиной, а следствием болезни, вероятно особенности поведения художника насторожили родителей избранницы. Личность ван дер Гуса привлекает внимание при изучении феномена взаимосвязи душевной болезни и художественных способностей. Это служит основанием для предположения, что художник длительное время имел некоторые нарушения своего душевного устроения. Хотя, при вялотекущем характере заболевания, вряд ли бы он занимал столь значительную должность в своем родном городе, которая была выборной.
Скончался Хуго ван дер Гус, пребывая в монастыре ордена августинцев в Одергеме, в 1482 году.