Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Картина, принадлежащая кисти выдающегося итальянского живописца Доменико Фетти, выбивается из ряда характерных для него работ в жанре евангельской притчи. В ней нет действия, отсутствуют персонажи. Это образ чтимой святыни, переданной творческим воображением мастера. Образ, который лишь отдаленно напоминает «Святой лик» из Манопелло и совсем не походит на святыню, хранящуюся в Ватикане.
Всё полотно занимает плат из тонкой льняной ткани, по нижнему краю отделанный бахромой. Художник изобразил его свисающим с деревянной перекладины. По центру монохромное изображение лица Иисуса: голову Спасителя венчает терновый венец, по лбу стекают струйки крови. Лицо измождено и несёт на себе следы истязаний, посиневшие губы полуоткрыты, словно шепчут молитву. Веки Христа полуопущены, а взгляд погружён в себя. Хотя в картине нет видимого действия, но лик страдающего Богочеловека выражает полноту евангельского откровения. Человеческое лицо Бога, это не только напоминание о цене нашего Спасения, но и истинное лицо христианина, готового жизнью заплатить за жизнь ближнего.
История создания
Плат Вероники, — одно из нерукотворных изображений Иисуса Христа. По преданию, лик появился на платке, которым Иисус, восходя с крестом на Голгофу, отёр пот с лица. В канонических Евангелиях нет ссылок на эту историю. Апокрифические сказания повествуют о Веронике, которая сострадая Спасителю, протянула Ему свой платок. Как знак милости и утешения, на платке отобразился Лик Господень. В средние века почти каждая церковь имела изображение Вероники с её сударием (платок, которым вытирали пот с лица).
Произведение написано мастером в период с 1618 по 1622 годы, когда по заказу герцогини Маргариты Гонзага он выполнял работы для монастыря Святой Урсулы.
Отношение автора к вере
Доменико обучался в Риме в иезуитской школе, что не могло не повлиять на его религиозность. Кажется, что каждая из его картин пишется под девизом: «К вящей славе Божией». По замечанию искусствоведов, полотна Фетти всегда свидетельствуют о глубокой вере их создателя. Они поражают органичным сочетанием мистического откровения с буднично-бытовой обстановкой.
Фетти считают основателем жанра евангельской притчи в живописи. Из 33-х евангельских притч Фетти проиллюстрировал 12, добавив к ним два близких сюжета — «О бревне и соломинке» и «О слепце, ведущем слепых». Сочетание творческой свободы и догматической верности, нравственной глубины, любви к человеку и сострадания ему, которые читаются на полотнах мастера — всё это говорит об истинной живой вере их создателя.
Биография
Выдающийся итальянский художник эпохи барокко родился в Риме, предположительно в 1589 году, в семье художника Пьетро Фетти. В юности Доменико обучался у Лодовико Карди, более известного как Чиголи.
Начало карьеры Фетти связано с Римом. Покровителями молодого художника стали два известных патриция — маркиз Маттелл, представитель герцога Мантуи, и кардинал Монтальто, имевший в своем палаццо Канчеллерия прекрасное собрание живописи. По заказу последнего, Фетти исполнил первое крупное самостоятельное произведение — алтарный образ «Мадонна с Младенцем в окружении ангелов» для римской церкви Сан Лоренцо ин Дамаско.
Хронологически проследить эволюцию Фетти достаточно трудно, поскольку он почти никогда не датировал свои произведения. Художественная манера Доменико складывалась под влиянием творчества Караваджо и его последователей, ранних работ Рубенса и богатой венецианской культуры. Благодаря гению Фетти, в итальянском искусстве появился новый живописный жанр религиозной композиции. Его небольшие, кабинетного формата картины на библейские и мифологические сюжеты пользовались большим спросом, о чем свидетельствуют многочисленные авторские реплики. Сохраняя религиозную тему, художник придавал своим персонажам обыденные черты людей, наделяя их полнотой и силой жизни.
Период 1613-1616 годов Фетти провёл на службе при дворе герцога Мантуи, Фердинандо Гонзага, в качестве смотрителя галереи. Им было написано много алтарных образов и станковых полотен на мифологические, библейские и евангельские сюжеты. Самые значительные произведения были созданы для монастыря Святой Урсулы, основанного супругой герцога, Маргаритой Гонзага в 1603 году.
Портреты кисти художника указывают на то, что он был связан с людьми из мира музыки, театра, литературы. Биографы свидетельствуют, что в 1621 году Фетти был послан герцогом в Венецию для покупки картин, а в 1622-м, после недолгого пребывания в Мантуе, где у него случилась неприятная история с неким знатным мантуанцем, Фетти переехал в Венецию. Там, заболев лихорадкой, он умер 4 апреля 1623 года, в возрасте 34-х лет.
Автор текста: Северинова Ольга