Пир Валтасара - Рембрандт Харменс ван Рейн

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пир Валтасара
Пир Валтасара
Автор: Рембрандт Харменс ван Рейн
Местонахождение: Национальная галерея, Лондон, Англия
Произведение: Пир Валтасара
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко, Золотой век Голландии
Дата создания: 1636 г

Описание произведения.

Основой сюжета картины Рембрандта «Пир Валтасара» послужил библейский сюжет из Книги Пророка Даниила, входящей в Ветхий Завет. Персидская армия освободила покоренные народы и те восстали против Вавилона. Советники вавилонского царя Валтасара убеждали его убежать из столицы и укрыться в одном из убежищ, но гордый и упрямый царь не согласился и в момент, когда его город осаждали враги, устроил большой пир, на который пригласил всех знатных горожан и вельмож. В разгар пира, когда вино лилось рекой, а от кушаний ломились столы, на стене пиршественной залы появилась странная надпись. Опомнившись от ужаса, Валтасар созвал мудрецов и приказал им расшифровать послание. Однако никто из них с поставленной задачей не справился. После этого мать царя посоветовала ему обратиться к человеку по имени Даниил. Прорицатель расшифровал таинственное послание: «Мене, текен, упарсин», что значило: «Царствие твое измерено, взвешено и отдано персам». (Дан.5:15).

Момент появления таинственной надписи и был запечатлен Рембрандтом. В центре картины сам царь Валтасар, оторвавшийся от богатого стола, чтобы взглянуть на стену позади себя, на которой, в ярком солнечном свете, рука невидимого человека чертит приговор его царству и ему самому. Одеяния царя роскошны, отовсюду свисают золотые цепи и украшения, на голове, укутанной в восточный тюрбан, сверкает инкрустированная драгоценными каменьями корона. Валтасара окружают испуганные придворные, на лицах женщины и мужчины, хорошо видимых зрителю, явственно читается непонимание и ужас. Женщина, повернутая к зрителю спиной, настолько испугана, что вино, которое она должна была вылить в кубок, льется прямо на пол.Таким образом, Божьим промыслом был прерван этот безумный пир.

История создания.

В XVII веке барокко перестало существовать лишь в рамках католической церкви, и художники протестантских стран северной Европы использовали этот стиль при выполнении своих работ. Приверженцем и последователем этого стиля был и Рембрандт ван Рейн. Завершив работы в Лейденской мастерской, он в 1631 году перебирается в Амстердам, где свойственная ему манера написания картин пользовалась спросом.

Картина «Пир Валтасара» была написана в период признания Рембрандта как выдающегося художника. Начиная с таких работ, как «Валаамова ослица», «Воздвижение креста», «Урок анатомии доктора Тульпа» прослеживается профессиональный рост Рембрандта ван Рейна. Заключённый в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх ввёл художника в круг зажиточных бюргеров, что открыло новые возможности для сбыта картин. В этот период заказы следовали один за другим. Предполагают, что и картина «Пир Валтасара» была заказом со стороны одного из многочисленных почитателей творчества художника. Работа над этой картиной заняла два года (с 1634 по 1636), в течение которых Рембрандт консультировался у раввинов еврейской общины Амстердама. Особенное расположение букв знаменитой огненной надписи, появившейся на стене, не случайно. В то время одним из близких друзей Рембрандта был еврей Манассе бен Исраэле, которого художник часто изображал на своих этюдах. Именно он подсказал художнику, как следует расположить текст надписи на полотне. Таинственную надпись на иврите художник изобразил не горизонтальными строками справа налево (как того требует еврейская письменность), а пятью столбцами, где на последнее слово приходятся два столбца. Если бы слова были написаны обычным образом, вавилонским толкователям не стоило бы труда прочесть их. Однако в самой Библии указано, что надпись была зашифрована, а тайну шифра Бог открыл одному лишь пророку Даниилу. Следуя моде тех времён, Рембрандт изобразил свою жену на полотне, где ей была отведена роль жены Валтасара.

Общий облик картины достаточно мрачный, но, вместе с тем, в ней присутствует светлая мысль о том, что Бог не оставил наш мир, но действует в нем и помогает открытым Ему людям.

Отношение автора к вере.

Весь творческий путь Рембрандта ван Рейна был проникнут глубоким переосмыслением Священного писания и поиском спасительной Истины, которая в итоге стала опорой живописцу в самые трагические минуты жизни. В Амстердаме Рембрандт сблизился с христианской группой меннонитов, отличавшейся особой приверженностью к Ветхому завету. Их учение, в значительной степени, было лишено догматизма, свойственного голландской реформированной церкви, к которой Рембрандт формально принадлежал. У меннонитов большую роль играла проповедь любви к ближнему, независимо от вероисповедания. Вероятно, эти обстоятельства определили не только интерес Рембрандта к Ветхому завету и доскональное знание составляющих его книг, но и симпатии художника к еврейскому народу. Евреи для Рембрандта были, прежде всего, народом Библии, поэтому не случайно многие библейские образы в его произведениях имеют выраженные еврейские этнические черты, даже Иисуса Рембрандт нередко изображает в виде молодого раввина.

Трактовка библейских сюжетов у Рембрандта менялась в соответствии с общей эволюцией его творчества и мировоззрения. В ранних произведениях художника преобладает патетическая живопись с обилием натуралистических деталей. Рембрандт находит в Библии сюжеты, которые прежде художники использовали редко или вовсе к ним не обращались, трактует образы в нетрадиционной манере, из-за чего содержание ряда картин до сих пор вызывает споры.

Биография.

Рембрандт Харменс ван Рейн - голландский художник, гравёр, выдающийся мастер светотени, крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Родился в городе Лейден 15 июля 1606 года, в семье зажиточного мельника. В 1620 году поступив в Лейденский университет, но вскоре оставил его и стал учиться живописи. Основными жанрами его раннего творческого периода стали портрет и картины на религиозные сюжеты.

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание. Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635) и «Даная» (1636). Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 1630-х годов сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко с новаторским подходом к классическим сюжетам.

На смену радужному периоду в жизни пришла полоса испытаний. В 1642 году работа Рембрандта «Ночной дозор» подверглась резкой критике и была отвергнута заказчиками, которые не оценили новаций художника. Впоследствии он практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась супруга Саксия. С 1640-х годов Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось духовное, созерцательное начало. Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 году он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама. Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 году художник похоронил вторую жену и сына. Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668—1669). Художник ушел из жизни 4 октября 1669 года, в Амстердаме.

Составитель текста: Миненко Евгения Владимировна.

Оставить комментарий