Пилат умывает руки - Ливенс Ян

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Пилат умывает руки
Пилат умывает руки
Автор: Ливенс Ян
Местонахождение: Городской музей Лакенхал, Лейден
Произведение: Пилат умывает руки
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Золотой век Голландской живописи, Барокко
Дата создания: 1626 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Желая осудить Иисуса Христа на смерть, члены Синедриона вынуждены были обратиться за разрешением на казнь к римскому префекту Понтию Пилату. Не находя по римским законам никакой вины, достойной смерти, наместник кесаря предлагал собравшимся иудеям отпустить Иисуса. Но, подговоренные старейшинами и священниками, собравшиеся требовали распятия Праведника. Тогда, уступая требованию толпы, Понтий Пилат вынес смертный приговор. Однако, будучи с ним несогласным, он совершил омовение рук, которое предписывал иудеям закон в знак непричастности к убийству: «Пилат, видя, что ничто не помогает, … взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф. 27:24). Выражение" умывать руки" стало синонимом устранения от ответственности.
На своей картине Ян Ливенс изобразил прокуратора Иудеи крупным планом по пояс. Художник представил его черноволосым смуглым мужчиной зрелых лет, с умными карими глазами, в уголках которых собрались многочисленные морщинки. На подвижном лице читается изворотливость и хитрость. Пилат пристально смотрит вдаль, создается впечатление, что он одновременно и прощается с удивившим его Человеком и сожалеет о произошедшем. Однако, это рядовое событие в жизни правителя, о котором он забудет через несколько минут. Художник виртуозно изобразил дорогие ткани одежды, в которые облачен римский префект.
За спиной Пилата показаны двое охранников, их простые лица выражают живой интерес к происходящему, но больше лицемерного уважения своему начальству. Напротив префекта изображен молодой слуга льющий воду ему на руки. Изображению сцепленных ладоней прокуратора художник уделил особое внимание. Создается впечатление, что они судорожно сжаты в отчаянном раскаянии и никакое количество воды уже не смоет ответственности за потакание греху и убийству.
На втором плане в арочном проеме показаны силуэты уходящего человека с двумя стражниками по бокам. Он не обозначен нимбом или терновым венцом, лишь по багрянице на плечах можно предположить, что это Иисус, ведомый на Голгофу.

История создания

Картина 'Пилат умывает руки" написана Яном Ливенсом в 1626 году, в возрасте девятнадцати лет. В этот период художник проживал в Лейдене и работал в одной мастерской с Рембрандтом. Молодой, но талантливый мастер уже имел хорошую репутацию и пользовался спросом. Особенно искусным Ян Ливенс был в портретах, ему удавалось реалистично передать характер и чувства своих персонажей. Известно, что Рембрандт позировал для картин Ливенса, в частности и для полотна «Пилат умывает руки», где он послужил моделью молодого слуги.

Отношение автора к вере

Нет данных, чтобы сказать, в семье какого вероисповедания родился Ян Ливенс. При этом стоит заметить, что Лейден в XVII веке это крупнейший центр кальвинистского образования в Европе и протестантское окружение не могло не сказаться на религиозных вкусах юного художника. С семнадцатилетнего возраста, Ливенс работал в одной мастерской и был очень дружен с Рембрандтом, о котором известно, что он сохранял верность католическому вероисповеданию. Некоторые биографы проводят прямую связь между принадлежностью Рембрандта к Католической Церкви и последующим разорением из-за отсутствия заказов. В 1640 году Ян Ливенс сочетался браком с девушкой так же католической веры.
Известность пришла к Ливенсу благодаря его работам на библейские темы. Анализируя его картины, биографы приходят к определенному мнению об отношении самого художника к вопросам веры. Над библейским сюжетом о «Воскрешение Лазаря» Рембрандт и Ливенс работали одновременно. Сравнивая эти произведения, картину Ливенса называют более сдержанной и менее яркой, в которойхудожник не развивает мысль до конца. И исследователи творчества живописца делают вывод, что он сдержанно относится к чуду, только намекая на него, что ему не хватает веры. Такую же характеристику получила картина "Распятие", написанная в 1631 году.

Биография

Ян Ливенс родился в 1607 году в Лейдене. Он был сыном вышивальщика-позументщика и, по сообщению биографов, закончил только начальную школу, начав в возрасте 8 лет обучение в художественной мастерской Йориса ван Схотена. В 1617 году Ливенс переехал в Амстердам, чтобы продолжить обучение у известного исторического живописца Питера Ластмана. Через два года, он уехал учиться в Утрехт, центр голландской "итальянской" живописной традиции. Несмотря на юный возраст, его работы были востребованы и высоко ценились.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В том же году в Лейден, после обучения в Амстердаме, вернулся Рембрандт. На чердаке в доме своего отца-мельника он устроил мастерскую и пригласил в нее Ливенса. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики. Ливенс пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Особенно искусным мастером он был в портретах. Константин Хейгенс, знаток и ценитель живописи, секретарь принца Оранского, однажды, посетив студию в 1628 году, остался покровителем Ливенса на всю его жизнь.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Полом Рубенсом. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов».
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. В 1635 году 28-летний Ливенс поселился в Антверпене, быстро завоевав популярность как художник. В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге, писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность художника постепенно угаснет, а его работы станут приписывать другим мастерам, в том числе его другу и коллеге Рембрандту.

Автор текста: Северинова Ольга.

Оставить комментарий