Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Понтий Пилат был римским префектом Иудеи c 26 по 36 год. По действующим в то время законам, иудеи не могли никого осудить на смерть без суда у префекта. Поэтому Иисус, после осуждения Его Синедрионом был приведен в преторию. Согласно евангелию от Луки, Понтий Пилат трижды отказывался предать Иисуса смерти, не находя в Нем никакой вины. Иисуса даже подвергли бичеванию, чтобы вызвать жалость в народе, показав, что Он уже наказан Пилатом. После этого, уступив требованию толпы и вынеся смертный приговор, Понтий Пилат совершил омовение рук, которое предписывал иудеям закон, в знак непричастности к убийству: «Пилат, видя, что ничто не помогает, (…) взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего» (Мф.27:24).
Картина Луки Джордано «Пилат умывает руки» иллюстрирует этот евангельский эпизод. Выражение «умывать руки» стало синонимом устранения от ответственности. Центром картины является смиренно склонивший увенчанную терновым венцом голову Христос. Тонкая полоска нимба говорит о кенозисе, Божественном добровольном истощении и уничижении. Спаситель окружен плотной толпой стражников, хотя в такой охране нет никакой необходимости. Художник сделал это намеренно, чтобы передать слова Господа: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня?» (Лк.22:52). Напротив, на возвышении сидит Понтий Пилат. Лицо его сосредоточено и участливо, но в то же время безвольно и самолюбиво. Перед прокуратором стоит чаша, в которую мальчик-слуга льёт из кувшина воду. Лицо ребенка выражает искреннее любопытство, вероятно, он слышал и об удивительном учении и о чудесах, которые совершил этот Человек, приговоренный к казни.
На втором плане, через оконный проём видны серое сумрачное небо, безжизненные вершины гор, одинокое дерево без листвы и такая же одинокая башня. Это снова отсылка к словам Спасителя: «Се, оставляется вам дом ваш пуст» (Лк.13:35).
История создания
Картина "Пилат умывает руки" написана Лукой Джордано в период с 1655 по 1660 годы. Это время становления живописца, как самостоятельного мастера. В 1655 году Джордано написал большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского». Это и несколько последующих произведений сделали его имя знаменитым в Неаполе.
Произведение имеет небольшие размеры - 43 см x 66 см, и, предположительно, предназначалось для домашнего интерьера. Учитывая выбранную тему произведения и то, что работа знаменитого художника не могла стоить дешево, заказчиком мог быть человек наделенный властью и причастный к судопроизводству.
Отношение автора к вере
Художник при рождении получил имя, какое носил первый христианский художник - апостол и евангелист Лука. Вполне возможно, что выбор родителями такого имени был не случаен. Его отец тоже был художником, хотя и не знаменитым, и с раннего детства он учил сына живописи. Когда Джордано состоялся как мастер, его приняли в неаполитанскую гильдию живописцев, носившую имя святого Луки. Не могло не оказать влияние на растущего Джордано и его окружение: историки говорят о ярко выраженной набожности неаполитанцев XVII века.
Лука работал быстро, из-за чего получил прозвище Фа-Престо, и его упрекали в небрежности, театральности и декоративности. Но упреки делались в сравнении с его предыдущими работами, где Джордано показал вершину своего мастерства живописца. И все же произведения художника поистине вдохновенны, продуманы и искусно исполнены. Ощущая величину отпущенного ему таланта и скоротечность жизни, Джордано торопился творить и в этой своей пламенности его можно сравнить с другими апостолами, братьями Иаковом и Иоанном, которых Христос называл сынами грома - Воанергес (Мк.3:17).
Художником написано множество произведений, и по меткому замечанию одного из биографов "едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи". Работы, созданные на библейские темы Лукой Джордано, служат просвещению и духовному обогащению их зрителей. Поэтому кажется промыслительным, что живописец упокоился в храме, для которого писалась одна из его лучших работ «Святой Михаил, побеждающий сатану».
Биография
Лука Джордано родился 18 октября 1634 года в Неаполе. Первым учителем для него стал отец, живописец средней руки. После него Лука в течение девяти лет учился в мастерской Хусепе де Риберы в Неаполе, затем переехал в Рим, где занимался под руководством Пьетро да Кортоны. Стремясь постичь живописную манеру великих мастеров, Джордано делал многочисленные копии с произведений Рафаэля и Микеланджело. Имитация чужой манеры не только расширила горизонты его познания, но и вооружила виртуозным техническим опытом. Наряду с живым воображением, замечательным колоритом, виртуозным и точным рисунком в его живописи очевидно прослеживается влияние искусства Тициана, Веронезе, Тинторетто.
В 1655 году Джордано написал для церкви Святой Бригитты в Неаполе большую алтарную картину «Взятие на небо святого Николая Барийского», поразившую современников своими художественными и техническими достоинствами. Затем последовали не менее значительные полотна «Мадонна Розария», «Святая Анна и Дева Мария», «Архангел Михаил», «Святой Августин и святая Моника». Джордано был признан одним из лучших живописцев Неаполя, что обеспечило его многочисленными заказами.
В 1665 году художник стал членом неаполитанской гильдии живописцев. В следующем году Лука Джордано женился на Маргарите д'Арди.
Впоследствии живописец трудился в Болонье, Париже и Флоренции. Им выполнено множество фресок и картин, и едва ли найдется в Европе картинная галерея, в которой не было бы образцов его живописи. Уже в 1681 году Филиппо Бальдинуччи составил и издал «Жизнеописание знаменитого Луки Джордано», а Иоахим фон Зандрарт включил его в свою «Академию благородной живописи», изданную в 1683 году.
В 1692 году Джордано по приглашению короля Карла II приехал в Испанию и писал в Эскориале, Мадриде и Толедо. Он удостоился звания живописца короля и был возведен в дворянское звание. Щедрыми милостями были осыпаны и члены его семьи. В частности, сыну была пожалована должность смотрителя неаполитанских крепостей.
За небольшой срок пребывания в Испании Джордано, со свойственным ему темпераментом, создал внушительное число работ. Также он расписал лестницу и плафон собора Святого Лаврентия в Эскориале, большой зал дворца Буэн-Ретиро, ризницу собора в Толедо и своды Королевской капеллы в Мадриде.
В 1700 году скончался Карл II, но и при его преемнике, Филиппе V, Джордано сохранял привилегии придворного живописца. В 1702 году, сопровождая в составе свиты нового суверена, он покинул Мадрид и вернулся в Неаполь. Там он умер 12 января 1705 года и был погребен в церкви Святой Бригитты.
Автор текста: Северинова Ольга