Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
Цикл «Песни и пляски смерти» одно из самых глубоких философских произведений М. П. Мусоргского -браз смерти в ее различных обличьях и проявлениях подан с потрясающей силой. Мусоргский ненавидел смерть, которая унесла многих близких ему людей. В своих письмах он называет ее «палачом», «бездарной дурой, которая косит, не рассуждая, есть ли потребность в ее проклятом визите».
Четыре песни, составляющие цикл, были написаны в 1875 и 1877 годах. Первым был написан «Трепак», затем «Колыбельная» и «Серенада». Двумя годами позже был написан «Полководец». Стихи к циклу были написаны Арсением Аркадьевичем Голенищевым-Кутузовым, близким другом композитора. Изначально, Мусоргский планировал написать значительно больше песен на тему смерти, но после того, как поэт женился, их творческий союз распался.
Напряжённость и трагизм музыки подчеркивается тем, что смерть представляется не романтической фигурой, а неумолимой и страшной реальностью, неотделимой от жизни. Этим обусловлена рельефная жанровость всех сцен цикла: колыбельная, серенада, трепак и марш. Глубокое погружение в это сочинение напоминает слушателю о неотвратимости и конечности нашего жизненного пути и приводит к пониманию, что ничто, кроме веры не дает человеку радость и спокойствие.
История создания.
Написанию цикла «Песни и пляски смерти» предшествовал тяжелый период в жизни композитора -смерть унесла нескольких близких ему людей и нанесла жестокие раны. Под впечатлением были написаны циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
20 апреля 1875 года композитор пишет в письме: «В настоящую пору устраиваем с графом Кутузовым «Danse macabre» (пляска смерти) – две картины уже готовы, работается третья, а там и за четвертую!» Первоначально цикл именовался «Она», а потом был переименован в «Песни и пляски смерти».
Цикл относится к числу редко исполняемых произведений, поскольку требует незаурядных вокальных данных и мастерства актерского перевоплощения.
Отношение автора к вере.
Понять и прочувствовать глубокое отношение М. П. Мусоргского к вере можно, изучив его вокальное творчество, которое является проводником для слушателя в мир композитора. В особенности, это чувство проявляется в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». В этих операх молитвенное состояние героев неразрывно связано с их поисками и стремлениями в жизни. Молитвы в опере «Хованщина» органически вытекают из религиозной тематики и атмосферы оперы, пронизывая сюжетную линию и музыкальную ткань этого произведения. Все события драмы Мусоргского развиваются в неразрывном соединении с церковью и верой, здесь присутствует образ всеобщего покаяния, молитвы, скорби о делах содеянных и последующее преображение.
Исследователь Е. М. Левашев писал: «Георгий Свиридов в своих раздумьях о феномене композиторского гения Мусоргского заметил однажды: «Он сочинял, как молился, само сочинение музыки было для него едва ли не религиозным действом». Из всех идеалов, Мусоргский больше всего ценил правду: «Только не лги, говори правду! Но с этим искусством справиться тяжело. Правда в искусстве не выносит заранее навязанных форм…»
Биография.
Модест Петрович Мусоргский родился в 1839 году в селе Карево Псковской губернии. Композитор происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Семья Мусоргских была музыкальной, первым педагогом по фортепиано стала для мальчика мать – Юлия Ивановна. Впрочем, возможность того, что сын станет профессиональным музыкантом, родителями не рассматривалась. Отец избрал для Модеста карьеру военного. В 1852 году юноша поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, из которой он был выпущен в 1856 году офицером Преображенского полка. В 1856 году Мусоргский познакомился с А. П. Бородиным, ставшим его близким другом. В это же время он знакомится с А. С. Даргомыжским, а через него и с М. А. Балакиревым и Ц. А. Кюи, затем с братьями В. В. и Д. В. Стасовыми. Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей «Могучей кучки», Балакирев стал учителем и другом. Участники кружка видели своей художественной задачей воплощение русской национальной идеи в музыке.
Большинство произведений Мусоргского так или иначе связаны со словом – это оперная, хоровая и камерно-вокальная музыка. В своем творчестве композитор стремился к реализму, жизненной и художественной правде, а также к яркому, образному раскрытию содержания текста. Он сам писал тексты многих своих вокальных сочинений и оперные либретто. Оставаясь в границах традиционных жанров, его работы были новаторскими по существу: ему принадлежит заслуга в создании нового типа оперы (народной музыкальной драмы), а также жанровых разновидностей романсов («народных картинок», социальных и сатирических зарисовок, сценок из жизни).
В июне 1858 года Мусоргский принимает решение уйти в отставку с военной службы и целиком посвятить себя музыке.
Однако стесненные материальные обстоятельства заставили композитора в 1863 году снова поступить на службу. В 1863–1868 годах он был чиновником Инженерного управления, в 1868–1879 годах работал в Лесном департаменте, в 1879 году служил в Государственном контроле.
С середины 70-х годов в творчестве Мусоргского начинается кризис, который обусловлен развалом «Могучей кучки». Этот крах Модест Петрович во многом принял как предательство и малодушие её членов. Следствием стала депрессия, закончившаяся алкоголизмом. Умер Мусоргский в 1881 году в военном госпитале после приступа белой горячки. Великий русский композитор был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Музыкальный язык и драматургия произведений Мусоргского были ярко новаторскими, его музыка во многом опередила свое время, оказав огромное влияние на творчество многих композиторов XX века.
Автор текста: Мурзакова Елена.