Пейзаж с Товием и ангелом - Ливенс Ян
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Книга Товита является неканонической книгой Ветхого Завета. В ней описываются события, произошедшие в Ниневии. Благочестивый Товит погребал убитых соплеменников, и, находясь в нечистоте по закону Моисея, заночевал во дворе своего дома. "В эту самую ночь, возвратившись после погребения и будучи нечистым, я лег спать за стеною двора, и лице мое не было покрыто. И не заметил я, что на стене были воробьи. Когда глаза мои были открыты, воробьи испустили теплое на глаза мои, и сделались на глазах моих бельма. И ходил я к врачам, но они не помогли мне" (Тов. 2:9-10). Из-за того, что Товит не мог работать, семья стала испытывать нужду. Тогда Товит вспомнил, что дал на хранение Гаваилу из Раг Мидийских десять талантов серебра, и отправил своего сына Товию получить причитающееся.
Далее описывается, как Господь не оставляет праведника на всех его путях, но посылает Свою помощь порой самым неожиданным образом. Спутником Товию был послан архангел Рафаил, принявший на себя вид путника. С помощью небесного посланника, Товий изгнал демона от Сарры и получил ее в жены, вернул оставленное на хранение серебро, а по возвращении исцелил отца от слепоты.
На картине Яна Ливенса, посвященной путешествию Товия в сопровождении ангела, главное место занимает пейзаж. Следуя традиции своего времени, художник показал библейский сюжет в привычном для него окружении. Это холмистая равнина, полностью покрытая зеленой травой и рощами больших деревьев с раскидистой кроной. По сравнению с ними люди выглядят совсем незначительными. Пейзажу художник отводит главную роль, закладывая в него основной смысл произведения. Величие пейзажа относительно человеческих фигур иносказательно говорит о величии Бога и необходимости Его помощи и промысла в жизни человека. Холмы, витиеватая дорога, темные рощи и речные быстрины символизируют опасности и трудность жизненного пути.
Товия художник изобразил меньшим ростом, чем спутника-ангела. Он неуверенно делает первый шаг по речным камням. Ангел изображен в белой одежде и с крыльями за спиной. Архангел Рафаил заботливо раскинул руки, страхуя Товия на опасном пути.
История создания
Картина "Пейзаж с Товием и ангелом" написана художником в период с 1640 по 1644 год. В это время Ливенс проживал в Антверпене, где пользовался славой искусного живописца, что приносило ему обилие заказов и позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым, но менее успешным художникам.
Здесь Ливенс обрел личное счастье, вступив в брак с девушкой католического вероисповедания. Можно сказать, что художник проводит параллель между собой и главным героем картины, которого в конце пути ждет богатство и брак. Вложив личные переживания, живописец создал глубокое илирическое произведение.
Отношение автора к вере
Нет данных, чтобы сказать, в семье какого вероисповедания родился Ян Ливенс. При этом стоит заметить, что Лейден в XVII веке это крупнейший центр кальвинистского образования в Европе и протестантское окружение не могло не сказаться на религиозных вкусах юного художника. С семнадцатилетнего возраста, Ливенс работал в одной мастерской и был очень дружен с Рембрандтом, о котором известно, что он сохранял верность католическому вероисповеданию. Некоторые биографы проводят прямую связь между принадлежностью Рембрандта к Католической Церкви и последующим разорением из-за отсутствия заказов. В 1640 году Ян Ливенс сочетался браком с девушкой так же католической веры.
Известность пришла к Ливенсу благодаря его работам на библейские темы. Анализируя его картины, биографы приходят к определенному мнению об отношении самого художника к вопросам веры. Над библейским сюжетом о «Воскрешение Лазаря» Рембрандт и Ливенс работали одновременно. Сравнивая эти произведения, картину Ливенса называют более сдержанной и менее яркой, в которойхудожник не развивает мысль до конца. И исследователи творчества живописца делают вывод, что он сдержанно относится к чуду, только намекая на него, что ему не хватает веры. Такую же характеристику получила картина "Распятие", написанная в 1631 году.
Биография
Ян Ливенс родился в 1607 году в Лейдене. Он был сыном вышивальщика-позументщика и, по сообщению биографов, закончил только начальную школу, начав в возрасте 8 лет обучение в художественной мастерской Йориса ван Схотена. В 1617 году Ливенс переехал в Амстердам, чтобы продолжить обучение у известного исторического живописца Питера Ластмана. Через два года, он уехал учиться в Утрехт, центр голландской "итальянской" живописной традиции. Несмотря на юный возраст, его работы были востребованы и высоко ценились.
С 1624 года 17-летний художник начинает независимую карьеру. В том же году в Лейден, после обучения в Амстердаме, вернулся Рембрандт. На чердаке в доме своего отца-мельника он устроил мастерскую и пригласил в нее Ливенса. Художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты. Они работали в схожей манере, часто повторяя сюжеты, или писали картины вместе. Позднее все эти работы были приписаны одному Рембрандту. Более того, сам Ливенс был определен в ученики Рембрандта на том простом основании, что был младше его на год. Но к тому времени, когда Рембрандт начал свое обучение, Ливенс был уже вполне сложившимся и весьма известным художником, так что вопрос о влиянии Рембрандта на творчество Ливенса представляется как минимум спорным. Рембрандт очень высоко ценил талант Ливенса, одну из его картин даже повесив у себя дома над камином, неоднократно копировал его произведения. Оба они работали как графики. Ливенс пробовал себя, и весьма успешно, во всех видах изобразительного искусства. Особенно искусным мастером он был в портретах. Константин Хейгенс, знаток и ценитель живописи, секретарь принца Оранского, однажды, посетив студию в 1628 году, остался покровителем Ливенса на всю его жизнь.
В 1620-х годах Ливенс старался писать монументальные полотна, возможно, соревнуясь с фламандским мастером Питером Полом Рубенсом. Другие работы Ливенса – портреты в полроста созданы под влиянием «Утрехтских караваджистов».
Пути художников разошлись в 1631 году, когда Рембрандт уехал из Лейдена в Амстердам, а Ливенс – в Лондон. Для английского двора Ливенс написал несколько портретов но, к сожалению, ни один не сохранился. В 1635 году 28-летний Ливенс поселился в Антверпене, быстро завоевав популярность как художник. В 1640 году в Антверпене Ливенс женился на девушке католического вероисповедания. Обилие заказов позволяло не только жить безбедно, но и помогать другим, талантливым но менее успешным художникам.
В 1644 году финансовые трудности заставили Ливенса вернуться в Нидерланды. Он поселился в Амстердаме и быстро завоевал там популярность как одаренный живописец. Большинство работ этого периода – лучшие за всю его карьеру. Он декорировал апартаменты принца Оранского в Гааге, писал для королевского двора в Германии, в 1648 году создал большое аллегорическое полотно «Триумф мира» по случаю заключения перемирия между Нидерландами и Испанией. С 1650–х годов Ливенс несколько раз переезжал из Амстердама в Гаагу, затем в Лейден, и, наконец, вернулся в Амстердам.
Несмотря на обилие хорошо оплачиваемых заказов, финансовое положение художника пошатнулось, с 1666 года оплата заказов уже не покрывала расходов. Постепенно разоряясь, Ливенс умер 4 июня 1674 года практически нищим, оставив детям настолько многочисленные долги, что они отказались от наследства. Десятилетия спустя известность художника постепенно угаснет, а его работы станут приписывать другим мастерам, в том числе его другу и коллеге Рембрандту.
Автор текста: Северинова Ольга.