Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
«Пасхальная оратория», в отличие от многих духовных произведений Баха, полностью написана на поэтический текст, причем в ней отсутствуют не только прямые цитаты из Священного Писания, но и привычные строфы хоралов. С точки зрения жанра эта работа ближе к большой праздничной кантате, чем к собственно оратории, которая подразумевает наличие сюжета и элементы драматизации. «Пасхальная оратория» Баха не предполагает роли рассказчика, повествующего о воскресении Христа и сопутствующих ему событиях – контуры пасхального сюжета намечаются лишь в репликах действующих лиц. Слушатели были хорошо знакомы с историей Воскресения, и Бах не пересказывает ее вновь, а передает эмоциональную реакцию на события, описанные в Евангелиях. В исполнении принимают участие четыре солиста: сопрано, альт, тенор, бас, которые отчасти ассоциируются с героями евангельской истории (Мария Иаковлева, Мария Магдалина, Петр и Иоанн). Но, как и в других духовных сочинениях Баха, солирующие голоса выполняют здесь двойную функцию: не только озвучивают мысли и настроения евангельских персонажей, но и представляют собой обобщенные образы различных граней человеческой души – автора и слушателя, современника, на своем духовном пути вновь переживающего библейские события и находящего при этом утешение и назидание в вере.
История создания.
Музыка «Пасхальной оратории» первоначально была создана Бахом для светской кантаты «Уйдите, слетите, уймитесь, заботы», написанной в честь дня рождения герцога Кристиана Саксен-Вейсенфельского. Текст этой кантаты был написан Пикандером – немецким поэтом, часто сотрудничавшим с И. С. Бахом и вошедшим в историю как автор либретто «Страстей по Матфею». Главными героями кантаты были пастухи и пастушки, спешащие поздравить герцога с днем рождения. Именно поэтому за ней закрепилось название «Пастушеская», хотя этот заголовок не является авторским. Исследователи предполагают, что музыка двух вступительных инструментальных номеров («Симфонии» и «Адажио») была написана еще раньше и представляет собой результат переработки несохранившегося инструментального концерта.
«Пастушеская кантата» была исполнена 23 февраля 1725 года. Однако, как это часто бывало в творчестве И. С. Баха, он не оставил сочиненную ранее музыку, а продолжил перерабатывать ее, создавая на ее основе новые произведения. Таким образом многие его светские сочинения обрели духовный текст и новое звучание. Исключением не стала и «Пастушеская кантата» – ее радостная и торжественная музыка хорошо подходила к сочинению, посвященному Воскресению Христа. Поэтому Бах переработал музыку, адаптировав ее к новому тексту (возможно, также сочиненному Пикандером), создал заново речитативы и 1 апреля 1725 года исполнил ее как церковную кантату на праздник Пасхи.
Следующая редакция произведения (уже под названием «Пасхальная оратория») была создана в 1738 году. Именно в этой редакции композитор обозначил партии солистов как роли персонажей евангельской истории, однако впоследствии эти обозначения были им убраны.
Бах еще несколько раз исполнял «Пасхальную ораторию» между 1743 и 1746 годами, последнее ее исполнение при жизни композитора состоялось 6 апреля 1749 года.
Отношение автора к вере.
И. С. Бах происходил из протестантской семьи потомственных музыкантов. Подобно многим его предкам и родственникам, он был тесно связан с церковью на протяжении всей жизни. В детстве он был певчим в церковном хоре, затем – органистом, наконец, вершиной его творческого пути стала служба на посту кантора церкви Св. Фомы. Многие годы распорядок Баха был подчинен церковному календарю: он писал кантаты для воскресных богослужений, «Страсти», оратории. «Именно этим ритмом церковных праздников, ритмом священных памятей определялся весь строй его жизни», – заметил митрополит Иларион (Алфеев). Однако написание музыки было для Баха чем-то большим, нежели просто ремесло, которым он зарабатывал средства к существованию. Бах был искренним и глубоко благочестивым христианином. Даже, когда он писал «светскую» музыку, не связанную с богослужением, он делал это, чтобы прославить Бога. Его жизненным кредо можно считать слова, сохранившиеся в одной из рукописей 1738 года: «Музыка предназначена для прославления Бога и для дозволенного наслаждения души. Назначением и конечной целью музыки не может быть что-либо иное, нежели хвала Господу. Где не стремятся к этому должным образом, там нет настоящей музыки, а есть лишь дьявольские звуки и пиликанье».
Бах был образованным в вопросах религии человеком. В его библиотеке было много теологических сочинений. О глубоком понимании композитором Священного Писания говорят подбор и компоновка библейских текстов в его произведениях.
Бах не стремился к славе и людскому признанию, не заботился о том, чтобы его имя сохранилось в веках. Известный исследователь творчества Баха, музыкант и богослов Альберт Швейцер очень ёмко выразил отношение композитора к вере: «Свои партитуры он украшал буквами: S. D. G. – Soli Deo Gloria (“Единому Богу слава”) – или J. J. – Jesu juva (“Иисус, помоги”). Эти буквы были для него не формулой, но исповеданием веры, проходящей через все его творчество. Музыка для него – богослужение. Творчество и индивидуальность Баха опираются на его благочестие. (…) Для него звуки не замирают, а возносятся невыразимой хвалой к Богу».
Биография.
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в тюрингском городе Эйзенах. В десятилетнем возрасте он остался сиротой и был взят на воспитание старшим братом Иоганном Кристофом. Большинство членов семьи Бах на протяжении нескольких поколений были музыкантами. Династию продолжил и Иоганн Себастьян. С 15 лет он обучался музыке в школе в Люнебурге. В это время появляются его первые произведения – хоральные обработки для органа. С 1703 года Бах служил в различных немецких городах: скрипачом в Веймаре (1703–1704), органистом в Арнштадте (1704–1707) и Мюльхаузене (1707–1708).
В 1708 году И. С. Бах становится придворным композитором у веймарского герцога Эрнста. В веймарский период жизни (1708–1717) композитор много писал для органа, а также создавал духовные и светские кантаты.
С 1717 по 1723 год Бах жил в Кётене, где служил придворным музыкантом князя Леопольда Ангальд-Кётенского. В этот период создано большинство клавирных и оркестровых сочинений Баха.
В 1723 году Бах получает должность кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге, которую и занимает весь остаток жизни. В лейпцигский период композитор активно создавал литургическую музыку: кантаты, оратории, «Страсти», а также занимался переделкой своих прежних работ. До самой смерти в 1750 году Бах продолжал создавать музыку, несмотря на слепоту, поразившую его в последние годы жизни.
Бах был дважды женат: в первый раз на своей двоюродной сестре Марии Барбаре Бах, которая умерла в 1720 году, а затем (с 1721 года) на Анне Магдалене, дочери камерного музыканта Вильке, пережившей своего мужа. Бах оставил после себя 6 сыновей и 4 дочерей; ещё 5 сыновей и 5 дочерей умерли до его смерти. Четверо сыновей Баха стали известными композиторами своего времени.
При жизни И. С. Бах был знаменит, главным образом, как выдающийся исполнитель на органе и клавире. Его композиторское творчество было почти незнакомо современникам, и оказалось забыто после его смерти. Возрождение интереса к музыке Баха произошло в XIX веке после исполнения «Страстей по Матфею» Ф. Мендельсоном. В XX веке музыка И. С. Баха оказалась как никогда созвучна эпохе, его творчество стало эталоном для множества современных композиторов.
Автор текста: Рау Евгения Робертовна.
Текст.
ПАСХАЛЬНАЯ ОРАТОРИЯ (Oster-Oratorium) BWV 249
“Kommt, eilet und laufet, ihr flüchtigen Füße”
(“Идём, спешим, бежим, веселыми ногами”)
на праздник Воскресения Христова (1-й день Пасхи)
перевод игумена Петра (Мещеринова)
1. Симфония
Tromba I-III, Tamburi, Oboe I/II, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo
2. Adagio
Oboe I, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo
3. Дуэт [Тенор, Бас] и Хор [С, А, Т, Б]
Tromba I-III, Tamburi, Oboe I/II, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo
Идём, спешим, бежим! веселыми ногами
достигнем гроба, где лежал Иисус!
Исполним радостью
и ликованием сердца,
ибо воскрес Спаситель наш.
4. Речитатив [А, С, Т, Б]
Fagotto e Continuo
Альт:
О, хладные сердца учеников!
Где же любовь,
какую вы являть Спасителю должны?
Сопрано:
Вас постыжает слабая жена!
Тенор:
Ах! сокрушенная печаль
Бас:
и трепетная сердца мука
Тенор, бас:
с слезами горькими
и полным скорби взором
Ему да будут благовоньями и смирной!
Сопрано, Альт:
Но ваши, как и наши, не нужны усилья.
5. Ария [Сопрано]
Flauto traverso o Violino solo, Fagotto e Continuo
Душа, помазанье твоё
не будет больше погребальным миром,
ибо Единый
воссиял в венце победном,
утишив скорбное томленье.
6. Речитатив [Т, Б, А]
Fagotto e Continuo
Тенор:
Вот гроб
Бас:
и камень,
приваленный к его входу –
но где ж Спаситель мой?
Альт:
Из мёртвых Он воскрес!
Нас встретил Ангел,
возвестивший нам сие.
Тенор:
Се, с умилением взираю
на пелены одни лежащие.
7. Ария [Тенор]
Flauto dolce I/II, Violino I/II, Fagotto e Continuo
Так и моё терзанье смертное
лишь нежным обернётся забытьем
сей плащаницею Твоею, о Иисусе!
Там прохладит она меня,
и утешительно страданий слёзы
отрёт с ланит моих.
8. Речитатив [С, А]
Fagotto e Continuo
Но воздыхаем мы
и пламенно желаем:
ах! нам самим скорее бы
Спасителя узреть!
9. Ария [Альт]
Oboe d'amore, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo
Скажите, ах! скорей скажите мне,
где обрету я Иисуса,
любовь души моей?
Явись же, прииди и обыми меня,
ибо я без Тебя
зело скорблю, как сирота.
10. Речитатив [Бас]
Fagotto e Continuo
Восторжествуем же,
что паки жив наш Иисус!
Пусть сердце наше,
доселе преисполненное плачем и печалью,
мученье (всякое) забудет
и изольётся радостною песнью,
ибо воскрес Спаситель наш!
11. Хор [С, А, Т, Б]
Tromba I-III, Tamburi, Oboe I/II, Violino I/II, Viola, Fagotto e Continuo
Благодаренье и хвалу
Тебе воспеть, о Боже, подобает!
Разбиты ад и сатана
и их сокрушены врата.
Возрадуйтесь, спасённые народы;
да взыдет ликованье до небес!
Отверзитесь, небесные сияющие своды –
Лев от Иуды, победив, приходит!