«Отдых на пути в Египет» - Антонис ван Дейк

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
«Отдых на пути в Египет»
«Отдых на пути в Египет»
Автор: Антонис ван Дейк
Местонахождение: Старая пинакотека, Мюнхен, Германия
Произведение: «Отдых на пути в Египет»
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1630 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Картина голландского живописца Антониса ван Дейка не единственная, написанная на эту тему. Очевидно, в тот период творчества, мастера интересовал именно этот драматичный сюжет. Но почему? «Отдых на пути в Египет» - авторское название библейского эпизода «Бегство в Египет», который можно найти во 2 главе Евангелия от Матфея: «...Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет...» (Мф.2:13,14).

Художник представил сцену отдыха Святого семейства во время их вынужденного похода. Под кроной деревьев расположилась Богородица с младенцем Христом. Он безмятежно спит, прильнув к материнской груди. Иосиф внимательно смотрит на дитя, жесты старца символизируют его желание защитить и одновременно испросить разрешения отлучиться, очевидно, чтобы найти более безопасное пристанище для семьи. Задумчивый взгляд Богоматери словно отвечает на вопрос Иосифа и кажется, что она вот-вот кивнет ему.

Антонис ван Дейк в данном произведении использовал классическое построение композиции, в основе которой лежит крест, и на пересечении этих линий как раз и находится лик Христа.

Цветовые пятна в своей картине художник расположил таким образом, чтобы зритель сначала смотрел на светлое, теплое тело спящего младенца, затем на нежный лик его матери, подчеркнутый блестящими складками ее оранжевой одежды. И только потом привлекает внимание озабоченный мужской образ, находящийся над ними. Крона раскидистого дерева закрывает семейство, создавая своеобразную стену от внешнего мира. Эти люди вынуждены бежать из родного дома, и даже природа готова взять их под свою защиту. Невероятным образом художник сумел передать это высокое и трогательное чувство через созданный им, объединенный образ. Если его сердце переполнено любовью, он способен излить это благостное состояние на холст, применив свой выразительный талант, чтобы показать зрителям божественную красоту. «...И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем ...». (1Ин. 4:16).

История создания.

Антонис ван Дейк в юности несколько лет отработал в мастерской одного из самых гениальных живописцев, Петера Пауля Рубенса. Как любой мастер кисти того времени, ван Дейк вынужден был искать заказы и переезжать из одного города в другой и из одной европейской страны в соседнюю.

В 1627 году он покинул Германию, вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении - испанской инфанты, эрцгерцогини и правительницы испанских провинций Нидерландов. За 4 года до этого, должность придворного живописца у принцессы выполнял Рубенс. Но он был отослан инфантой по важному политическому делу, в качестве международного дипломата. Теперь при ее дворе появился Антонис ван Дейк. Но эрцгерцогиня Изабелла в тот момент уже была одинокой вдовой, больше не надевала мирские платья и украшения, а носила только монашеское одеяние францисканского ордена кларисс. Все ее мысли и устремления были обращены к Богу, при этом от своего нового художника она ожидала проявления таланта отнюдь не меньшего, чем демонстрировал гениальный Рубенс. Антонис ван Дейк проникся чуткостью к своей патронессе и для нее выполнил нежный и полный любви образ Богоматери.

Отношение автора к вере.

Ван Дейк без устали молил Бога о помощи в своем профессиональном деле. Только божественное вмешательство в творчество молодого художника, чья душа всегда была открыта, помогло художнику создать произведения такого же гениального мастерства и красоты, как и у его бывшего учителя.

Отношение к Богу Антониса ван Дейка чётко прослеживается и на его картине «Отдых на пути в Египет». Персонажи сюжета вынуждены бежать из родного дома, потому что волхвы предсказали царю Ироду рождение в Вифлееме нового правителя. Иудейский монарх принял решение убить всех детей в возрасте до трех лет. И Мария с сыном, а также Иосиф, фактически находятся в шаге от неминуемой смерти. Однако на их лицах нет ни страха, ни ужаса, ни усталости, ни гордыни от того, что могущественный царь испугался их невинного младенца. Но почему талантливый автор не передал эти, казалось бы, естественные и, в данный момент, нужные человеческие эмоции на лицах своих героев? Потому что Антонис ван Дейк, как истинный христианин, отлично знал, что «...любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит...» (1Кор.13:1-8). Поэтому, при взгляде на умиротворенную картину гениального голландского живописца, у зрителей в сердце тоже возникает тепло — огонек нежной божественной любви, которую так стремился передать ван Дейк.

Биография.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене, в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка. Мальчик был седьмым ребенком из 12 детей и поэтому уже в 10-летнем возрасте, его отправили обучаться ремеслу, только это было художественное творчество. Антонис ван Дейк проучился в мастерской известного живописца Хендрика ван Балена 6 лет, и уже в свои 14 лет получил первый заказ на портретные изображения апостолов Христа.

В 1618 году молодого ван Дейка приняли в Гильдию живописцев Антверпена, и в это же время он начал работать в мастерской Петера Пауля Рубенса. Далее ван Дейк отправился странствовать в поисках новых художественных заказов. Сначала он работал в Англии, при дворе короля Якова I, графа Эрендела и герцога Бекингема. Затем он писал в Италии, в Германии, вернулся в Нидерланды и работал при дворе эрцгерцогини Изабеллы Клары Евгении. В марте 1632 года Антонис ван Дейк переехал в Англию, где стал придворным художником короля Карла I. Монарх был настолько очарован его работами, что произвел живописца в рыцари.

В дальнейшем ван Дейк женился на фрейлине Мери Рутвен и окончательно обосновался в Лондоне. 1 декабря 1641 года жена родила ему дочь, а восемь дней спустя Антонис ван Дейк скончался в возрасте 42 лет. Его торжественно похоронили в Кафедральном соборе святого Павла в Лондоне.

Автор текста: Светлана Королева.



Оставить комментарий