Отделение света от тьмы - Микеланджело Буонарроти

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Отделение света от тьмы
Отделение света от тьмы
Автор: Микеланджело Буонарроти
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан
Произведение: Отделение света от тьмы
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Высокое Возрождение
Дата создания: около 1512 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

На фреске Микеланджело мы видим Господа в первый день Творения. Уже создан свет, и Бог отделяет его от тьмы мощным движением мускулистых рук. Чувствуется энергия, которая исходит от кистей Создателя. Мы будто можем слышать, как из Хаоса возникает новый мир. Саваоф отодвигает наползающие на Него облака. Бросаются в глаза огромная сила и широта охватываемого пространства, достигаемые положением парящей в небесах фигуры.

В данном произведении в полной мере отразились наиболее характерные для творчества Микеланджело мотивы: тяга к скульптурному изображению человеческого тела как к выразительному средству, пластическая мощь в сочетании с яркостью цветовой гаммы.

Глаз Бога мы не видим, но здесь важнее движение, Его творческий порыв, страсть. Мастер как бы сравнивает Творца Земли и Небес с художником, который тоже создает новые миры. Поэтому можно сказать, что именно в данную фреску цикла Микеланджело вложил больше всего личного отношения. Бог для него – титанический старец, создавший все в этом мире в порыве творческого вдохновения. А в более широком смысле, Он предстает в виде Ваятеля, Скульптора Вселенной.

Что же представляет собой роспись потолка Сикстинской капеллы как единое целое? На центральной части свода расположены девять эпизодов из Книги Бытия, которые можно условно разделить на три триады: «Сотворение мира», «Адам и Ева» и «История Ноя». Причем Микеланджело решил разместить фреску «Отделение света от тьмы» ближе к алтарной части, что подчеркивает ее особое значение.

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры прекрасных юношей (так называемых Ignudi), ветхозаветных пророков и сивилл Древнего Мира (предсказательниц), а в боковинах представлены предки Христа. В четырех парусах свода находятся сцены, иллюстрирующие таинственное участие Бога в спасении народа Израиля.

В росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело представил два пути: христианский и гуманистический. При этом художник не боится обращаться к дохристианским мотивам: сивиллы предсказали приход Спасителя в мир, совершенство тел Ignudi представляет собой хвалу созданному Богом.

В целом фрески проникнуты верой в человека, прославлением его красоты: как духовной, так и физической. Недаром эта работа считается одним из крупнейших шедевров итальянского Возрождения. Мастер словно бы говорит нам, что каждый человек также может отделить в себе свет от тьмы, создавая свой духовный мир и выступая в роли творца своей собственной вселенной.

История создания.

Сикстинская капелла – большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами по приказу Сикста IV. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками с евангельскими сюжетами и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали известнейшие живописцы конца XV века Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты понтификов, свод по моде того времени изображал звездное небо. Папа Римский Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново.

Существует несколько версий того, почему именно Микеланджело было дано поручение расписать потолок, ведь он считал себя прежде всего скульптором, а не художником. По одной из них архитектор Донато Браманте опасаясь, что Буонарроти блистательно выполнит проект и затмит всех, предложил доверить роспись свода капеллы именно Микеланджело, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится. Согласно другой версии сам понтифик желал поручить мастеру работу в капелле.

В любом случае, отношения между Юлием II и Буонарроти в тот период были напряженными из-за несостоявшегося масштабного проекта папской гробницы. Есть основания полагать, что скульптор не был в восторге от заказа. Тем не менее, в 1508 году в возрасте 33 лет Микеланджело берется за проект, вероятно, желая доказать свое мастерство несмотря на все сложности.

А сложностей хватало. Для работы над сводом были необходимы леса, которые не мешали бы проводить в капелле службы. Микеланджело построил так называемые «летящие» леса – настил, опирающийся на крепления, вмонтированные в стены с помощью небольших отверстий. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах на полу. Ниже лесов был натянут экран из ткани для предотвращения падения краски и раствора. Вопреки распространенному мнению, согласно которому художник был вынужден работать лежа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад. Потом он долгое время мог читать, только держа лист бумаги над собой.

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не хватало знаний по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в практически в одиночку завершил роспись огромного потолка, используя труд лишь одного подмастерья, смешивавшего краски.

Еще одна проблема заключалась в том, что слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски, из-за характерной для климата Рима повышенной влажности, стал покрываться плесенью. Микеланджело был вынужден сбить первую роспись и продолжить ее с новым, более устойчивым к плесени раствором.

Художник начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней по библейской хронологии сцены «Опьянение Ноя», по мере выполнения росписи двигаясь к алтарной стене.

Мастер отрешился от всего, ни с кем не встречался и погрузился
в работу. «Я не забочусь ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений», – писал он.

По свидетельству Джорджо Вазари, 1 ноября 1509 года после завершения фрески «Сотворения Евы» леса были разобраны, чтобы смонтировать их в другой половине капеллы. Весь Рим пришел посмотреть на открывшиеся фрески. Это позволило Микеланджело увидеть композицию снизу. Заметив, что панели, связанные с историей Ноя, слишком переполнены, а персонажи просматриваются на такой высоте неразборчиво, он изменил стиль росписи: изображения стали более лаконичны, рисунок смелым, фигуры крупнее, их жесты проще и выразительней. Наиболее выдающейся в плане художественного выражения считается фреска «Сотворение Адама».

В августе 1510 года из-за нехватки средств в папской казне финансирование проекта было приостановлено. Юлий II выехал из Рима для участия в боевых действиях. Лишь в июне 1511 года папа возвратился в город и заставил демонтировать настилы, чтобы увидеть результат. В последний год работы Юлий II принуждал Микеланджело ускорить ее завершение. Художник трудился в бешеном ритме. Поэтому сцена «Отделение света от тьмы» была написана Микеланджело буквально на одном дыхании, за один день.

По традиции при изображении одеяний Бога использовался синий цвет. Однако Юлий II выделил недостаточную сумму для приобретения ультрамарина. Художник вышел из положения, избрав для одежд Творца красновато-лиловый цвет, который мы видим на рассматриваемой фреске, тогда как в остальных частях цикла он почти не появляется.

Итогом четырехлетней каторжной работы, существенно подорвавшей здоровье мастера, стало изображение более 300 фигур в сложнейших ракурсах на потолке площадью 600 квадратных метров.

Отношение автора к вере.

Известно, что Микеланджело в частной жизни отличали нравственная чистота и крайний аскетизм. Как творец и художник он жил исключительно в мире своих произведений и идей. Он поздно ложился и рано вставал. Говорили, что часто мастер спал, не снимая обуви. Жил Микеланджело с патриархальной простотой.

Он всегда был глубоко верующим человеком, чутко относился к Библии, даже знал «Божественную комедию» Данте наизусть практически полностью.

Работая над скульптурами, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все сам: он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом, – что говорит о таких христианских качествах, как смирение и огромное трудолюбие.

Тем не менее, иногда он совершал ошибки, как и любой человек. Когда работа, принесшая автору первый серьезный успех, «Оплакивание Христа» («Пьета»), была выставлена в соборе Святого Петра, люди начали высказывать предположения о том, кто является ее создателем. Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на поясе Богоматери свое имя. Впоследствии он жалел о проявленных гордости и тщеславии, больше никогда не подписывая свои произведения.

После завершения работ в Сикстинской капелле осенью 1512 года Юлий II высказал соображение, что на потолке слишком мало синего и золотого цветов, и фрески смотрятся «бедновато». На это Микеланджело ответил, что на своде изображены святые, а они никогда не были богатыми.

Наиболее важным заказом для Микеланджело в последний период его жизни было назначение главным архитектором собора Святого Петра. Убедившись в таком доверии к нему со стороны нового папы Павла III, Микеланджело служил на строительстве из любви к Богу и без какого-либо вознаграждения.

В конце жизни великого мастера его религиозное чувство обострилось. В этот период он в основном обращался к теме Христа. Ему казалось, что его скульптуры не достойны Господа Бога. И сам он не достоин рая, так как не оставил после себя потомков.

Именно таким он и был: постоянно неудовлетворенным собой, ищущим для себя что-то новое и совершенное. Для Микеланджело имело значение только творчество. Всем остальным он готов был пожертвовать. Слава и признание его не интересовали. Иногда у него даже не хватало времени, чтобы поесть. Тем не менее, писал скульптор, такие трудности только приносили ему радость.

Буонарроти поставил человека в центр своего творчества не только в силу веяний эпохи Ренессанса. Он всегда прославлял лучшее в нем, подчеркивая это в своих работах. Вера Микеланджело в человека как в венец Творения, конечно, основывалась на вере в Бога, в Его могущество и милосердие.

Биография.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в тосканском городке Капрезе, недалеко от Флоренции, в семье обедневшего дворянина Лодовико Буонарроти. Отец будущего мастера очень гордился своим аристократическим происхождением, хотя ему не удалось сохранить финансовое положение семьи. Поэтому он был вынужден отдать своего второго сына в приемную семью. Отец нового семейства работал каменотесом, а его супруга знала ребенка с детства, так как была кормилицей Микеланджело. Буонарроти научился лепить из глины и владеть резцом раньше, чем читать и писать, за что был очень признателен приемным родителям.

Особого рвения в учебе Микеланджело не проявлял и вместо занятий посещал храмы, где копировал иконы и фрески. Это не находило понимания у Лодовико, считавшего, что работа руками ниже достоинства аристократа. Однако, позднее отец смирился с наклонностями сына.

Буонарроти учился во Флоренции в мастерской у художника Доменико Гирландайо (1488-1489) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-1490), тем не менее определяющее значение для его творческого развития имело знакомство с работами Джотто, Мазаччо, Донателло, а также изучение античной скульптуры.

С 1490 по 1492 годы Микеланджело жил при дворе могущественного правителя Флоренции Лоренцо Медичи, где познакомился с прославленными поэтами и гуманистами своего времени Марсилио Фичино, Пико делла Мирандола и другими, что значительно повлияло на формирование его гуманистического мировоззрения. В этот период созданы рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

Политическая борьба после смерти Лоренцо Великолепного вынудила Микеланджело уехать в Болонью, где он работал над скульптурами для раки святого Доминика, изучал творчество Данте, Петрарки и Боккаччо. В 1495 году мастер вернулся во Флоренцию и создал скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Второе произведение в 1496 году было продано кардиналу Рафаэлю Риарио под видом античного детского надгробия. Вскоре обман раскрылся, но, увидев талант Микеланджело, кардинал пригласил его в Рим.

Там с 1496 по 1501 годы скульптор создает два крупных произведения. Первое из них – статуя Вакха в человеческий рост. Более монументальная работа – мраморная «Пьета» (или «Римская Пьета») – выдвинула молодого скульптора в число первых мастеров Италии. Мадонна представлена как юная и прекрасная женщина, которая оплакивает самого близкого ей человека – Христа. При этом в скульптуре поражают детальность выполнения драпировок одежды и общее психологическое ощущение: скорбь у Микеланджело носит характер просветленности, что достигается за счет склоненной головы Марии и отведенной в сторону левой руки.

Буонарроти возвращается во Флоренцию и с 1501 по 1504 годы работает над скульптурой «Давид», ставшей символом эпохи Высокого Возрождения. Статуя была изготовлена из цельного куска мрамора, от которого уже оказались два скульптора. В отличие от предшественников Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке с Голиафом. Давид стоит с переброшенной через плечо пращой, сжимая в левой руке камень. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Флорентийцам очень понравилась колоссальная скульптура, которая была торжественно установлена у главного входа в здание правительства, палаццо Веккьо. Для города «Давид» символизировал свободную республику, готовую победить любого врага.

Около 1503-1505 годов происходит создание «Мадонны Дони», «Мадонны Таддеи», «Мадонны Питти» и «Мадонны Брюгге». В 1504 году Микеланджело получает заказ на создание картины «Битва при Кашине».

В 1505 году папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим и поручил ему создание собственной гробницы, строительство которой превратилось для скульптора в многолетнюю эпопею, так называемую «трагедию с усыпальницей». Это должно было быть трехъярусное сооружение. Предполагалось, что его украсят 40 статуй выше человеческого роста. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие понтифика в рай. В результате были завершены только скульптура «Моисей» и несколько статуй рабов. Контракт на гробницу заключался с Микеланджело шесть раз на протяжении 37 лет. В конце концов был установлен куда более скромный памятник.

В течение 1505-1506 годов скульптор постоянно посещал мраморные каменоломни, выбирая материал для гробницы. Из-за трудностей с финансированием проект был остановлен. Далее следовали ссоры и примирения с Юлием II. В ходе одной из размолвок Микеланджело даже покинул Рим. В итоге мастер просил у папы прощения. Ему было доверено создание бронзовой статуи понтифика, а затем с 1508 по 1512 годы – работа по росписи потолка Сикстинской капеллы.

В июле 1514 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. Ему поступает заказ на создание фасада церкви Медичи Сан-Лоренцо. В 1516-1519 годах состоялись многочисленные поездки за мрамором для фасада этого храма в Каррару и Пьетразанту.

В 1520-1534 годах скульптор работает над архитектурным и скульптурным комплексом капеллы Медичи во Флоренции (Новой сакристии). Гробницы Джулиано и его брата Лоренцо Медичи украшены изваяниями самих усопших и статуями, олицетворяющими утро, день, вечер и ночь. В это же время Микеланджело проектирует библиотеку Лауренциана.

В 1530-х годах мастер возвращается в Сикстинскую капеллу, чтобы выполнить фреску «Страшный суд» для ее алтарной стены. Работа продолжалась до 1541 года. Фреска поражает трагической силой образов и пронизана горькими размышлениями о тщетности человеческой жизни. Микеланджело изображает грандиозную лавину человеческих тел: возносимых на небеса праведников и низвергаемых в бездну грешников, творящего суд Христа, обрушивающего проклятье на зло в этом мире грозным жестом поднятой вверх правой руки.

В 1536 году скульптор познакомился с маркизой Витторией Колонна,
с которой его впоследствии связывали искренние дружеские отношения. Микеланджело посвятил ей множество сонетов.

В 1546 году Буонарроти были доверены наиболее значительные в его жизни архитектурные заказы. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе и спроектировал новое убранство Капитолия. Затем Микеланджело назначается главным архитектором собора Святого Петра. По сравнению с проектом предыдущего архитектора он усиливает идею простого, строго организованного центрического пространства, над которым доминирует огромный купол на четырех опорах. При жизни Буонарроти была построена восточная часть собора и основание купола.

К последним скульптурным работам великого мастера относятся «Пьета» для флорентийского собора Санта-Мария дель Фьоре (1550-1555) и скульптурная группа «Пьета Ронданини» (1555-1564).

Буонарроти не был женат и не оставил потомства. «Искусство ревниво, – писал он, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

За несколько дней до кончины Микеланджело отправился в церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Но в храме он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. 18 февраля 1564 г. Микеланджело умер в своем доме в Риме. Его племянник перевез тело во Флоренцию. Скульптор был торжественно погребен в базилике Санта-Кроче – там, где завещал сам.

Автор текста: Виктория Смирнова.

Оставить комментарий