Осмеяние Христа - Чимабуэ

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Осмеяние Христа
Осмеяние Христа
Иконописная школа/ автор: Чимабуэ
Местонахождение: Частная коллекция
Название иконы: Осмеяние Христа
Жанр: Икона
Эпоха/течение: Проторенессанс
Время создания: 1280 г.

Описание иконы

Это редкое своей малоформатностью произведение Чимабуэ, иллюстрирует евангельское повествование об осмеянии и унижении Иисуса Христа стерегущими его воинами: «Тогда плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам 68 и говорили: прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?» (Мф.26:67-68).

Иисус, изображённый одетым в красную мантию и синий плащ, помещён в центр композиции. Открытые глаза Христа показывают, что художник работал в византийском стиле (на изображениях того же периода сложилась традиция изображать Господа с завязанными глазами во время осмеяния Его воинами). Фигура Христа возвышается над неистовствующей толпой, весь Его облик передает послушание воле Отца, а печальное лицо говорит о скорби Господа за людей, прибывающих в озлоблении и грехе. Воины в ожесточении бьют Христа прутами, мечом в ножнах и голыми руками. Здания на заднем плане изображены в обратной перспективе, характерной для византийских икон. Сияющий золотой фон, символизирующий вечность, также является традиционным для древних традиций иконописи.

История создания

Икона "Осмеяние Христа" кисти флорентийского живописца Чимабуэ была обнаружена в сентябре 2019 года на севере Франции. На протяжении многих лет картина висела над кухонной плитой у жительницы города Компьень. Ее обнаружил аукционист, который и посоветовал владелице произвести экспертную оценку. Владелица считала картину старой иконой, не имеющей особой ценности. Обследование методом инфракрасной фотографии в конце октября 2019 года подтвердило наличие схожих элементов с работами знаменитого итальянского живописца.
Размеры картины 25,8 см x 20,3 см x 1,2 см. Работа расписана яичной темперой и сусальным золотом на утонченной и слегка изогнутой доске из тополя, подготовленной слоями грунта Гессо, в которые встроен холст.
Творчество Чимабуэ считается переходным от средневековой живописи к более натуралистичной манере Ренессанса. Эксперты считают, что она входила в состав полиптиха, состоявшего из восьми панелей, изображавших сцены крестного пути и распятия Христа. Предположительной датой его создания является 1280 год. Две другие сцены из восьмичастного полиптиха Чимабуэ: «Дева и Младенец с двумя ангелами» находится в коллекции Лондонской Национальной галереи (обнаружена в Саффолке в 2000 году) и «Бичевание Христа» хранится в коллекции Фрика в Нью-Йорке.
В октябре 2019 г. картина была продана на аукционе за 24 миллиона евро (рекордная сумма для произведений искусства, созданных ранее 1500 года). Считается, что это первая работа Чимабуэ, когда-либо проданная с аукциона.

Отношение автора к вере

Вазари приводит в своих "Жизнеописаниях" отзыв о Чимабуэ: "Если кто-либо указывал в его работе на ошибку или недостаток или если он сам замечал таковые (ведь часто случается, что художник совершает погрешность из-за изъяна в материале, в котором он работает, или же из-за неправильности в инструменте, которым он пользуется), то немедленно бросал эту работу, как бы дорога она ни была ему". Приведённый выше пример говорит о требовательности художника к самому себе и уважении к заказчику.
Если же прав его биограф, то стоит тогда восхититься совершенством искусства мастера, ради которого заказчики терпели его норов. «Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет» (Лк.8:16). Свет, исходящий от произведений Ченни ди Пепо, как лучи отдалённых звёзд, достигают наших дней.

Биография

Историк искусства Вазари сообщает, что прозвище Чимабуэ, означающее «быкоголовый», живописец получил за упрямство и несговорчивый характер. Настоящее имя художника Ченни ди Пепо. Родился он около 1240 года во Флоренции и происходил из знатной семьи Гвальтьери. Традиционно считается, что обучение он проходил в родном городе у византийских живописцев, приглашённых для росписи капеллы Гонди в Санта-Мария-Новелла.

Документально подтверждённых фактов о Чимабуэ практически нет. Известно, что в 1272 году он был в Риме, в 1296 году расписывал храм в Ассизи. Достоверно атрибутированными работами являются: мозаика в Пизе («Св. Иоанн»), «Мадонна» в нижней церкви в Ассизи, фрески трансепта верхней церкви в Ассизи, «Мадонна» во Флоренции (в Уффици) и «Распятие» в церкви Сан Доменико в Ареццо.
Легенда, переданная Вазари повествует, что Чимабуэ случайно увидел маленького Джотто, рисующего на камне овцу, восхитился его талантом и стал его учителем.
Последний документ фиксирует пребывание художника в Пизе в 1301 году. Соответственно, его смерть датируется не ранее 1302 года. Тело художника погребено в Санта-Мария-дель-Фьоре. Эпитафия на его плите гласит: "Думал Чимабуэ, что овладел твердынею живописи. Да, при жизни он ею овладел; теперь же владеет звездами в небе".
При жизни Ченни был востребованным и уважаемым художником, и до сих пор считается одним из главных мастеров итальянской живописи периода проторенессанса. Слава художника была так велика, что его имя упоминает Данте в своей «Божественной комедии».

Автор текста: Северинова Ольга




Оставить комментарий