«О верю, верю, счастье есть...» - Сергей Есенин

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter

Cкачать

«О верю, верю, счастье есть...»
«О верю, верю, счастье есть...»
Автор: Сергей Есенин
Произведение: «О верю, верю, счастье есть...»
Жанр: Поэзия
Дата создания: 1917 г.
Эпизод в Библии:

*****

О верю, верю, счастье есть!

Ещё и солнце не погасло.

Заря молитвенником красным

Пророчит благостную весть.

О верю, верю, счастье есть.

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуёмный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

Люблю я ропот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

Благословенное страданье,

Благословляющий народ.

Люблю я ропот буйных вод.

Описание произведения.

Стихотворение Сергея Есенина «О верю, верю счастье есть...» состоит из трёх пятистиший. Каждая строфа начинается и заканчивается одной и той же фразой, создавая ощущение смысловой цельности и завершённости фрагмента. Такая форма выбрана Есениным, чтобы наилучшим образом выразить мотив радостного предчувствия рождения новой Руси.

Поэт верит в обновление своей родины: «О верю, верю, счастье есть! / Ещё и солнце не погасло. / Заря молитвенником красным / Пророчит благостную весть. / О верю, верю, счастье есть». Есенин чувствует, что золотой век скоро настанет – ему «пророчит» эту «благостную весть» (благая весть — евангелие) «заря» (заря, восходящая на востоке, это Христос). Появление веры и надежды на всеобщее обновление, возможно, связано у поэта с революцией — на это намекает красный цвет «молитвенника» зари.

Во второй строфе поэт обращается к Руси: «Звени, звени, златая Русь, / Волнуйся, неуёмный ветер! / Блажен, кто радостью отметил / Твою пастушескую грусть. / Звени, звени, златая Русь». Если в первой строфе основным цветом был красный цвет зари, то во второй — золотой. Поэт просит свою родину звенеть — наполнять радостью мир колокольным звоном. Образ ветра в стихотворении обозначает страдания и испытания в судьбе Руси. В словах: «Блажен, кто радостью отметил / Твою пастушескую грусть», — очевидна аллюзия на Новый завет: на заповеди блаженства из Нагорной проповеди Христа. Однако, возможно, под этими словами Есенин подразумевается Бог, который дарит надежду на обновление и избавления от страданий. Ведь именно для того, чтобы приобщить людей к Господу, звонят колокола.

Временем действия третьей строфы является весенняя ночь: «Люблю я ропот буйных вод / И на волне звезды сиянье. / Благословенное страданье, / Благословляющий народ / Люблю я ропот буйных вод». Буйные воды в этой строфе являются метафорой весеннего обновления Руси. Ропот вод под властью ветра – страдания и потрясения, выпадающие на долю Родины поэта. Есенин чувствует присутствие духовного мира в жизни его страны: «И на волне звезды сиянье» (звезда — как взгляд Бога). Изнывающая Русь идёт крестным путём Христа, испытывая «благословенное страданье». Неся свой крест во мраке, русский народ не ожесточается, а, напротив, благословляет.

В стихотворении «О верю, верю, счастье есть...» поэт выражает надежду на то, что его многострадальная родина, идущая путём Христа, умрёт и воскреснет обновлённой. (Мк.8:34).

История создания.

Стихотворение «О верю, верю, счастье есть...» впервые опубликовано в журнале «Рабочий мир» в 1918 году. Автограф произведения был утерян, стихотворение датируется по наборному экземпляру, помеченному 1917 годом.

Поэт принял революцию «с крестьянским уклоном». Он мечтал о свободной творческой жизни для своего народа. Стихотворение «О верю, верю, счастье есть...» — гимн обновлённому новому миру.

Возможно, произведение написано под влиянием идей Р.В. Иванова-Разумника. Критик и философ, Иванов-Разумник размышлял о строительстве нового мира после революции. В его программной статье «Две России» говорится, что многие не смогут примириться с мыслью о неизбежности гибели старого — это «люди Ветхого Завета, обитатели Старого Мира, озабоченные спасением старых ценностей». По другую сторону пропасти «стоят те, кто не боятся душу погубить, чтобы спасти её, стоят люди Нового Завета, стоят чающие Мира Нового».

Есенин относил себя к числу тех, кто ждёт обновления. И возможно, в строках «волнуйся неуёмный ветер» и «люблю я ропот буйных вод» отражена пасхальная мечта поэта о том, что гибель старой Руси обернётся её воскресением.

Отношение автора к вере.

Проблема религиозных взглядов Есенина часто вставала перед исследователями и по сей день является нерешённой. Поэт сам не раз писал, что не верил в Бога. Богоборческие мотивы в некоторых произведениях Есенина также говорят в пользу его атеизма.

Однако в произведениях автора нередко появляются аллюзии на Священное писание. Особенно часто поэт использует их в раннем своём творчестве, которое отражает его крестьянское мировидение – синкретичное, не разделяющее мир Библии и повседневную реальность. Юный автор писал: «Христос для меня совершенство. Но я не так верую в него, как другие. Те веруют из страха: что будет после смерти? А я чисто и свято, как в человека, одарённого светлым умом и благородною душою, как в образец в последовании любви к ближнему». Поэт обходит вниманием Божественность Христа, делая акцент на любви к ближнему. Также в молодости Есенин мечтал о единстве всего человечества («все люди – одна душа») и в ранних своих стихах воплощал идею совершенного мира, связанную с христианским идеалом незримого Божьего Града.

Хотя Есенин и писал о своём неверии, поддавшись идеологической пропаганде, но евангельскую заповедь о любви к ближнему он пронёс через всю жизнь. Во время гражданской войны, когда другие писатели призывали стрелять и не отступать, Есенин писал, что лучше умереть, чем: «с любимой поднять земли / В сумасшедшего ближнего камень».

В своём позднем творчестве поэт отходит от явного использования христианской символики. По словам литературного критика Г. Покровского: «Внутренняя религиозность, принявшая более тонкие и неясные формы, у него осталась. Мистику, вскормленную народной религией, он пронёс через бури революции и незаметно вкрапливает её тончайшие формы в безобидные, красивые, нежные стихи».

Биография.

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Учился Есенин в местном земском училище (1904-1909), затем до 1912 года — в церковно-приходской школе. В 1913 году поступил в городской народный университет Шанявского в Москве. Впервые стихотворения поэта были опубликованы в 1914 году.

В Петрограде Есенин читает свои стихи Александру Блоку и другим поэтам. Сближается с группой «новокрестьянских поэтов», и сам увлекается этим направлением. После публикации первых сборников («Радуница»,1916 г.) поэт получает широкую известность. Начиная с 1914 г. Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. К нему приходит настоящая популярность, его приглашают на различные поэтические встречи.

В 1918-1920 годах Есенин увлекается имажинизмом, выпускает сборники стихов: «Исповедь хулигана» (1921), «Трерядница» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924).

Был женат трижды. Первый брак заключён с актрисой Театра В. Мейерхольда Зинаидой Райх. Второй — с американской танцовщицей-босоножкой Айседорой Дункан, с которой он путешествует по Европе.

Осенью 1925 года поэт женится на внучке Л. Толстого — Софье Андреевне Толстой. Депрессия, алкогольная зависимость, давление властей послужили причиной лечения поэта в психоневрологической клинике.

В конце декабря 1925 года, после побега из клиники, Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря поэта обнаруживают мёртвым, повесившимся в номере гостиницы «Англетер». Исследования последних лет считают самоубийство Есенина инсценировкой давно уже следивших за поэтом сотрудников НКВД.

Автор текста: Горюнов Валерий Валерьевич.

FB2

EPUB

  • *****

    О верю, верю, счастье есть!

    Ещё и солнце не погасло.

    Заря молитвенником красным

    Пророчит благостную весть.

    О верю, верю, счастье есть.

    Звени, звени, златая Русь,

    Волнуйся, неуёмный ветер!

    Блажен, кто радостью отметил

    Твою пастушескую грусть.

    Звени, звени, златая Русь.

    Люблю я ропот буйных вод

    И на волне звезды сиянье.

    Благословенное страданье,

    Благословляющий народ.

    Люблю я ропот буйных вод.

Оставить комментарий