Мотет «Нет истинного мира в этом мире без горечи» - Вивальди Антонио
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения.
«Nulla in mundo pax sincera» (Нет истинного мира в этом мире без горечи) – священный мотет А.Вивальди для солистки-сопрано, скрипичного ансамбля и бассо континуо, роль которого у композитора часто выполнял орган. Либретто сочинения неизвестного автора основано на строках из первого послания апостола Иоанна о мире, лежащем во зле. В трех частях сочинения вначале раскрывается тема о несправедливости этого мира, а затем воздается хвала Иисусу Христу за спасение людей, завершается мотет ликующим «Аллилуйя».
Характер этого виртуозного сочинения разнообразный – то скорбный, то задумчивый, то светлый и радостный, в зависимости от текста, который является драматической основой всего произведения.
История создания.
Священный мотет «Nulla in mundo pax sincera» А.Вивальди является одним из самых прекрасных концертов для голоса, а его содержание актуально во все времена. Композитор написал это сочинение уже в зрелом возрасте - возможно, тема произведения связана с личными переживаниями -как известно, А.Вивальди перенес много испытаний, связанных с отсутствием постоянной работы в это время. В наши дни мотет исполняется лучшими музыкантами мира и записывается.
Отношение автора к вере.
Антонио Вивальди родился в традиционной католической семье в Италии. Отец мальчика играл на скрипке и был постоянным участником богослужений в местном соборе, что самым естественным образом повлияло на выбор жизненного пути сына – Антонио принимает священный сан в возрасте двадцати пяти лет в 1703 году. По причине слабого здоровья через некоторое время ему было позволено не служить мессы, но по воспоминаниям Эрнста Людвига Гербера "четки никогда не покидали его руки, кроме тех случаев, когда он брался за перо, чтобы написать оперу". Композитор написал множество прекрасных духовных произведений, возвысив жанр церковной музыки и открыв ее широкому кругу слушателей
Также много сил А. Вивальди вложил в музыкальные занятия с детьми-сиротами венецианского приюта милосердия. Вся жизнь композитора была наполнена служением Богу через музыку.
Биография.
Антонио Лучо Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Его отцом был потомственный цирюльник и музыкант Джованни Баттиста Вивальди. В итальянских цирюльнях было принято держать музыкальные инструменты для развлечения публики, поэтому отец будущего композитора владел мастерством игры на скрипке. Впоследствии любовь к музыке вытеснила из жизни Джованни основную профессию, и он стал основателем музыкального общества города «Sovvegno dei musicisti di Santa Cecilia», а также членом церковного оркестра. Антонио учился игре на скрипке у своего отца, с которым впоследствии гастролировал по венецианской республике, а также у директора музыкального общества композитора Джованни Легренци. Свою первую литургическую работу юный композитор пишет в тринадцать лет, в 1691 году.
В возрасте двадцати пяти лет, в 1703 году Антонио принимает священный сан, но развившееся «стеснение в груди» (предположительно астма) не позволяют ему служить мессы. В этом же году его назначают музыкальным руководителем венецианского сиротского приюта «Pio Ospedale della Pietà», который ставит своей целью за счет средств республики дать детям хорошее музыкальное образование. Композитор в это время пишет множество выдающихся сочинений, которые прославили его и его воспитанниц далеко за пределами республики.
Антонио Вивальди увлекает жанр оперы, который был очень популярен в Италии. В настоящее время известно более шестидесяти произведений, но его личное признание в письме говорит о девяносто четырех операх. Гениальный композитор стал новатором в жанре большого скрипичного концерта, а также большого духовного концерта на традиционные латинские тексты.
Не всегда жизнь композитора складывалась гладко, но она была полна реализованных творческих планов. Наградой за многолетние труды композитору явилась встреча с императором Карлом VI в Триесте в 1728 году – монарх наградил композитора рыцарским титулом, золотой медалью и приглашением в Вену, а их разговор длился дольше чем совещание с любым из министров. Вивальди обрадовался этому приглашению, распродал свои нотные рукописи, чтобы выручить средства на переезд и отправился на новое место жительства, подразумевающее место придворного композитора. К сожалению, внезапная смерть Карла VI лишила Вивальди всякой надежды на достойную жизнь в Вене. Он предпринял кратковременную поездку в Дрезден для поисков работы и вернулся оттуда совершенно больным. Умер композитор в ночь с 27 на 28 июля 1741 года «от внутренней инфекции» и был похоронен в простой могиле на кладбище, принадлежащему больничному фонду. До начала XX века произведения выдающегося композитора не были популярны и многие из них считались утраченными, но в настоящее время интерес к творчеству Вивальди восстановил справедливость – сочинения, новаторские для своего времени, те на которых учился И.С.Бах, обретены( в 1926 году в одном из монастырей Пьемонта) и составляют значительную часть мировой музыкальной сокровищницы.
Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.
Текст.
Aria.
Nulla in mundo pax sincera
sine felle; pura et vera,
dulcis Jesu, est in te.
Inter poenas et tormenta
vivit anima contenta
casti amoris sola spe.
Recitative.
Blando colore oculos mundus decepit
at occulto vulnere corda conficit;
fugiamus ridentem, vitemus sequentem,
nam delicias ostentando arte secura
vellet ludendo superare.
Aria.
Spirat anguis
inter flores et colores
explicando tegit fel.
Sed occulto factus ore
homo demens in amore
saepe lambit quasi mel.
Alleluia.
В этом мире нет честного мира
свободного от горечи; чистый и истинный (т. е.)
сладостный Иисус, он(мир) лежит в Тебе.
Среди наказаний и мучений
живет довольная душа,
целомудренная любовь-ее единственная надежда.
Речитатив.
Этот мир обманывает глаз поверхностными чарами,
но разъедается изнутри скрытыми ранами.
Давайте убежим от того, кто улыбается, будем избегать того, кто следует за нами,
ибо, умело демонстрируя свои удовольствия, этот мир
подавляет нас обманом.
Ария.
Шипение змеи скрывает ее яд,
как он разматывается сам по себе
среди цветов и красоты.
Аллилуйя.