Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения.
В повести «Невский проспект» Гоголь, впервые в литературе, попытался изучить феномен изменения жизненной реальности силой художественного воображения. Писатель также исследовал связанный с этим феноменом грех, его внутреннюю сущность — в сравнении с блестящим обликом грешников. И ещё: автор предложил читателю оценить последствия нарушения второй заповеди, данной Богом через пророка Моисея и гласящей: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». (Исх.20:4).
«Невский проспект» открывается парадом тщеславия, где главными действующими лицами выступают объекты этого тщеславия, являющиеся предметами гордости их владельцев: «Один показывает щегольской сюртук с лучшим бобром, другой греческий прекрасный нос, третий несёт превосходные бакенбарды, четвертая пару хорошеньких глазок и удивительную шляпку, пятый перстень с талисманом на щегольском мизинце, шестая ножку в очаровательном башмачке, седьмой галстук, возбуждающий удивление, седьмой усы, повергающие в изумление…» Усы и носы, оттеснившие на задний план человека, выступающие в роли чуть ли не одушевлённых субъектов, да ещё и являющихся предметами поклонения их владельцев — может ли что быть чудовищнее?
Оказывается, может. Это — воспетая романтиками мечта о прекрасном, лучшем, чем предлагает мир, сотворённый Богом. Этой мечте всецело предался один из двух главных героев повести, художник Пискарёв.
Пискарев подчиняется мечте, порождённой упрямым художническим своеволием, готовым обожествлять различные формы красоты. Уличная женщина (о этом он узнает не сразу) очаровала его своим сходством с перуджиновой Бьянкой. Узнав в незнакомке публичную женщину, нужно было бы выбросить немедленно эту «Бьянку» из головы и сердца, молясь о грешнице, втоптавшей в грязь данную Богом красоту и осквернившей её божественный образ. Однако Пискарёв, влюблённый в красивый призрак, молится иначе, желая сделать мечту — реальностью: «Боже, умилосердись, хоть на минуту, хоть на одну минуту покажи её», — просит Пискарёв, не понимая того, что Бог уже показал ему незнакомку такою, какая она есть, избавляя его от любви к миражу. Но художник оказывается жертвой мысли о возможности усилием воображения преображать действительность — и оказывается в сатанинской ловушке.
Дьявол методически и постепенно лишает художника воли и интереса к жизни: вначале предлагает ему фантастические, милые ему видения, озарённые присутствием воздушной незнакомки, для того, чтобы его мысль привыкла к необходимости этих снов. Затем убирает из снов перуджинову Бьянку. Затем лишает способности спать, увеличивая при этом желание видеть её во сне. А уже затем внушает мысль об опиуме, вызывающем сон. После первого же приёма наркотика «ни о чём он не думал, даже почти ничего не ел и с нетерпением, со страстию любовника ожидал вечера и желанного видения. Беспрестанное устремление мыслей к одному, наконец, взяло такую власть над всем бытием его и воображением, что желанный образ являлся ему каждый день всегда в положении противоположном действительности».
И, наконец, финал. «Он заперся в комнату и никого не впускал; наконец, выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом. <…> По судорожно раскинутым рукам и по страшно искажённому виду можно было заключить, что рука его была неверна, и что он долго ещё мучился, прежде нежели грешная душа его оставила тело».
Столь же чудовищно заканчивается и другой сюжет повести, начавшись, как и предыдущий, на Невском проспекте. Поручик Пирогов, устремившись за миленькой блондинкой-немочкой, был выпорот немцами-ремесленниками за посягательство на их честь. Офицерская честь при этом не пострадала: поужинав в кондитерской пирожками и почитав газету, Пирогов охладился, а отличившись вечером у приятелей в мазурке, и вовсе успокоился. — Парад тщеславия, которым началась повесть Гоголя, закончился таким же вопиюще гнусным, но подлинным, не мечтательным, событием.
История создания.
Сюжет повести брезжил у автора ещё в 1831 году, когда, наряду с черновыми записями «Ночи перед Рождеством», Гоголь в записной книжке сделал несколько набросков ночного Петербурга: «Лунный свет в разбитом окошке чердака» и «Фонарь умирал…». Их принято связывать с замыслом «Невского проспекта». Повесть была завершена в 1833—1834 годах. Впервые опубликована в сборнике «Арабески. Разные сочинения Н. Гоголя», ч. 2-я, СПб, 1835 г. Позже издавалась в составе «Петербургских повестей».
Главная тема повести — кумиротворение, обожествление женской красоты и возведение вещи в ранг одушевлённого существа.
Отношение автора к вере.
Гоголь – писатель, не имеющий равных даже на фоне богатой мощными, необычными дарованиями русской литературы. Исключительность Гоголя определяется христианской сверхзадачей его творчества и православным мировоззрением. Любое наугад взятое его произведение представляет, при внимательном вглядывании, систему выраженных религиозных символов и ассоциаций, с тенденцией в сторону мнимого их снижения.
Дар веры, проявившийся с детства, Гоголь воплотил в писательстве. Уже в ранней повести диканьского цикла «Майская ночь» Лестница Иакова, — её же увидит Гоголь перед самой смертью. Со времени «Ревизора» творчество писателя устремлено к Богу. Гоголь стал первым русским литератором, попытавшемся согласовать творчество и духовный путь, а это далеко не просто, — на этом пути у него не было и не могло быть советчиков.
И всё же он пытался это сделать: сочинил «Развязку “Ревизора”», где трактует свою комедию в религиозном духе; «Авторскую исповедь», в которой по-христиански истолковывает свою жизнь и деятельность, пытается написать в духе нравственного назидания Второй том «Мёртвых душ» (пришлось сжечь, назидание — плохой помощник творчеству).
С начала сороковых годов, ко времени издания трудно пишущейся поэмы, он увлекается аскетизмом, и ему кажется, что его призвание — быть монахом. В феврале 1842 года он признаётся поэту Языкову: «Я чувствую, что разорвались последние узы, связывавшие меня со светом. <…> Я не рождён для треволнений и чувствую с каждым днём и часом, что нет выше удела на свете, как звание монаха». После этого Гоголь делает несколько попыток распроститься с литературой и принять постриг в одном из монастырей, но в послушники его не взяли. — Он становится монахом в миру: отказывается от имущества, денег, ведёт уединённый образ жизни. Читает святоотеческую литературу. Изучает богослужение, пробует сочинять молитвы, пишет ряд трудов, объясняющих таинства Божественной литургии.
После длительных странствий по Европе и паломничества в Иерусалим, он оседает в Москве, находит себе духовного отца (о. Матвей Константиновский), в целях укрепления веры посещает Оптину пустынь и Свято-Сергиеву Троицкую Лавру.
Умирает после подготовки к таинству смерти, регулярно постясь и причащаясь Святых Христовых Таин. «Я не совращался с своего пути. Я шёл тою же дорогою <…> — и я пришёл к Тому, Кто есть источник жизни».
Биография.
Н.В. Яновский (с 1821 г. Гоголь-Яновский) родился в с. Большие Сорочинцы Полтавской губернии 1 апреля 1809 г. Детство провёл в родовом поместье. Закончил Гимназию высших наук в Нежине (1821-1828 гг.).
В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург, пробовал поступить на сцену. В 1829-31 гг. прослужил полтора года помощником столоначальника департамента уделов Министерства уделов, с младшим чином по Табели о рангах — коллежского регистратора.
В 1831 и 1832 годах двумя частями вышли в Петербурге «Вечера на хуторе близ Диканьки, Повести, изданные пасичником Рудым Паньком».— Это принесло Гоголю известность и знакомства в литературных кругах.
Следующими сборниками стали «Арабески», затем «Миргород» (в двух частях). Оба сборника вышли в 1835 г. Слава Гоголя вошла в зенит.
В феврале 1831 года, по просьбе Жуковского и при ходатайстве Плетнёва, Гоголь взят на должность учителя в Патриотическом институте. Его знакомят с Пушкиным. В 1834 году е— назначение на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете.
В 1832 году писатель, по дороге на родину, побывал в Москве, где познакомился с людьми, которые стали потом его близкими друзьями: с Михаилом Погодиным, Михаилом Максимовичем, Михаилом Щепкиным, Сергеем Аксаковым.
Вернувшись в Петербург, Гоголь в начале тридцатых годов работает над повестями «Коляска», «Портрет», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего». К 1834 году относят первый замысел «Ревизора». Комедия появилась в печати в 1836 году; постановка смогла осуществиться только по воле императора Николая и была им одобрена.
В июне 1836 года Гоголь уехал за границу, где пробыл с перерывами около десяти лет. В Париже он получил известие о смерти Пушкина, страшно его поразившее. В 1837 г. в Риме, Гоголь усиленно трудился над «Мёртвыми душами», задуманными ещё в Петербурге в 1835 году; здесь же, закончил «Шинель», писал повесть «Анунциата», переделанную потом в «Рим».
Осенью 1839 года он, вместе с Погодиным, отправился в Россию, в Москву, где его встретили Аксаковы. В Петербурге и в Москве он читал ближайшим друзьям законченные главы «Мёртвых душ». Устроив свои дела, Гоголь опять в Риме. К лету 1841 года первый том был готов. В сентябре этого года Гоголь едет в Россию печатать свою книгу, которая вышла в свет в Москве.
В июне Гоголь живёт в Риме, Франкфурте, Дюссельдорфе, в Ницце, в Париже, в Остенде, в кружке своих ближайших друзей — Жуковского, Смирновой, Виельгорских, Толстых, и в нём развивается то религиозно-пророческое направление, которое вскоре будет доминировать.
Летом 1845 года Гоголя настигает мучительный душевный кризис. Он пишет завещание, сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ», издаёт «Выбранные места из переписки с друзьями». В конце 1847 года Гоголь переехал в Неаполь, и в начале 1848 года отплыл в Палестину, откуда через Константинополь и Одессу вернулся окончательно в Россию.
Блуждает по России: в деревне у матери, в Калуге у Смирновой, в Одессе, а с осени 1851 года поселяется в Москве, где живёт в доме своего друга графа Александра Петровича Толстого на Никитском бульваре.
Здоровье его всё более слабело. С конца января 1852 года в доме графа Толстого гостил ржевский прот. Матфей Константиновский. Он высказался против публикации ряда глав «Мёртвых душ», «даже просил уничтожить» их» (ранее он дал отрицательный отзыв на «Выбранные места …», назвав книгу «вредной»).
После отъезда о. Матфея, Гоголь отказывается от еды, не выходит из дома. В 3 часа ночи 11—12 февраля 1852 года, на первой седмице Великого поста, Гоголь сжигает ряд своих произведений, в том числе и Второй том «Мёртвых душ». 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Молится, сознательно готовится к смерти. Умер утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия.
Автор текста: Виталий Яровой.