Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
«НЕ ЗНАЮ Я, КОСНЁТСЯ ЛЬ БЛАГОДАТЬ…»
Не знаю я, коснётся ль благодать.
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдёт ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, моё земное провиденье!..
Описание произведения.
«Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих! потому что, кто нашёл меня, тот нашёл жизнь, и получит благодать от Господа» (Притч. 8:34-35). — Строки из Притчей Соломоновых можно было бы поставить эпиграфом к лирическим строфам Ф. Тютчева.
Стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Не знаю я, коснётся ль благодать…» представляет собой поэтическую исповедь автора, исполненную тяжкими признаниями. Состоящее всего лишь из двух четверостиший, произведение преисполнено сердечных мук и метаний между духовным и душевным. Начинается оно с размышлений поэта о греховной природе своей души и сомнения в том, что он достоин прощения и благодати, которую посылает Господь.
Тютчев признаётся, что он не просто подвержен греху, как любой другой человек, но что душа его больна, и болезнь эта — духовная: «Не знаю я, коснется ль благодать / Моей души болезненно-греховной»? В чём же состоит болезненная греховность автора? — В том, что предмет его земной любви — для поэта значит не меньше, чем Небесный Отец. Именно её он считает своей спасительницей, приравнивает отношения с ней к небесной благодати. Потому-то автор этих строк и не уверен, что Божия благодать сможет коснуться его души, потому поэт выражает крайне слабую надежду на духовное выздоровление.
Вопросительный знак, который он ставит в конце первого предложения, скорее подразумевает риторический вопрос, адресованный Тютчевым самому себе: как бы хотелось ему, наконец, очнуться от этого духовного обморока, но он сознаёт, что бессилен сделать это.
Поэт ищет успокоения от противоречий духовных в любви земной, которую, кажется, может подарить ему женщина. Но в стихах второй строфы читается, что Тютчев признаёт: ни одно проявление любви на земле не сравнится с любовью Христа: «Но если бы душа могла / Здесь, на земле, найти успокоенье». — Оборот речи («Но если бы») — говорит о том, что автор не только сомневается в возможности такой благодати и такого утешения, но знает — один Бог властен исцелить больную душу.
Завершает стихотворение мучительное признание поэта в том, что его возлюбленная для него — божество: «Ты, ты, моё земное провиденье!..» И это не поэтическая метафора: то, что земная любовь заслонила собою Бога, следует понимать буквально.
Ф. Тютчев был большим поэтом, и потому прекрасно знал, что подлинное искусство — это не средство самовыражения, и не простое общение с читателем. Стихи пишутся наитием Творца — как своего рода поэтическая исповедь в предстоянии перед Небом. Тревоги и метания Фёдора Тютчева состояли в том, что ему приходилось раздваиваться между Богом с Его нравственным законом и — кумиром, со всеми требованиями страсти. Эту духовную болезнь не мог простить себе Тютчев, как не мог и отказаться от земного грешного чувства.
История создания.
В жизни Фёдора Тютчева, поэта и дипломата, любовь и вера занимали огромное место, находясь в борьбе друг с другом. Об этом говорят многочисленные факты, в том числе и те, что относятся ко времени его увлечения Еленой Александровной Денисьевой. Весной 1851 г., испытывая чувство горечи и раскаяния перед женой, он пишет стихотворение «Не знаю я, коснётся ль благодать...» с пометой «для Вас, чтобы прочесть наедине» — Эта помета была обращена к жене Тютчева, Эрнестине Фёдоровне. Стихотворение написано по-русски и адресовано женщине, не владевшей русским языком. Тютчев кладёт стихотворение в один из гербариев Эрнестины Федоровны, составлением которых она увлекалась. И только спустя двадцать лет, через два года после смерти поэта, оно было обнаружено вдовой. Расшифровать смысл стихотворного послания могла воистину одна только Эрнестина Фёдоровна Тютчева, и тайну его она унесла в могилу, но сейчас мы отчасти можем её разгадать. Мы знаем теперь о любви Тютчева к иной женщине — это, по-видимому, и было тем событием, которое сделало отношения Тютчева к его жене противоречивыми и мучительными.
Вскоре после возвращения в Россию, Тютчев знакомится с Еленой Денисьевой. Между ними вспыхивает любовь, которая длится четырнадцать лет, до самой смерти Елены Александровны, сошедшей в могилу от чахотки, скоротечность которой обострили душевные страдания поэта. Чувству Тютчева к Денисьевой посвящены стихи, образующие так называемый «денисьевский цикл» — шедевр русской любовной лирики XIX в.
Отношение автора к вере.
Фёдор Иванович Тютчев, будучи человеком творческим, не мог не затронуть в своих произведениях тему вечности души, отношений человека с Богом, пропустив эти мысли сквозь призму собственного сознания. В основе мировоззрения поэта лежат два духовных аспекта: человеческое своеволие и послушание Богу. По убеждению Тютчева, компромисс между антропоцентрическим произволом и заповедями Христа невозможен. В любом случае, человек, возвышая себя и помещая себя в центр бытия, в конечном итоге окажется поверженным.
Поэт полагал, что вера во Христа является главным принципом человеческого благоденствия, ясности ума и гармоничного развития. Цель человеческой жизни видится ему в обретении смысла существования, а это возможно лишь посредством глубоких взаимоотношений с Богом. Отсутствие веры приводит к нигилизму, потере способности различать грани добра и зла: «Мы в небе скоро устаём, / — И не дано ничтожной пыли / Дышать божественным огнём».
Большое внимание Ф. И. Тютчев уделял в своих стихотворениях природе, которая для него олицетворяла единение материального и духовного, являлась символом гармоничного единства с Господом. Нередко поэт напрямую обращался к Богу в стихах, таким образом, читатель словно становится незримым наблюдателем сокровенных разговоров души и Создателя: «Пошли, Господь, Свою отраду / Тому, кто жизненной тропой, / Как бедный нищий мимо саду / Бредёт по знойной мостовой».
Упование на Христа представляется Тютчеву единственным якорем, способным поддерживать духовное начало в человеке, пока он находится в мире, полном греха. Известен факт, что, пересылая Евангелие своей дочери Анне, поэт наказывает ей в сложные моменты жизни всей душой припадать к Слову Божьему. Становится совершенно очевидно, что вера в Господа, столь трепетная и живая, являлась главным вдохновением поэта.
Биография.
Родился Фёдор Иванович Тютчев 23 ноября (5 декабря) 1803 года в усадьбе Овстуг Орловской губернии. Начальное образование получил дома. Изучал поэзию Древнего Рима и латынь. Затем обучался в Московском университете на отделении словесности. Окончив университет в 1821 году, начинает работать в Коллегии иностранных дел. В качестве дипломата отправляется в Мюнхен. Поэт проводит за границей 22 года. Там же он встретил большую и самую главную в жизни любовь — Элеонору Петерсон. В браке у них родились три дочери.
Первый период в творчестве Тютчева приходится на 1810-1820 годы. Тогда были написаны юношеские стихотворения, весьма архаичные и похожие на поэзию прошлого века. Второй период творчества писателя (20-е – 40-е годы) характеризуется использованием форм европейского романтизма и русской лирики. Его поэзия в этот период становится более оригинальной. Третьим периодом его творчества стали 50-е – начало 70-х годов. Стихотворения Тютчева в эти годы не публикуются, а произведения свои он пишет, в основном, на политическую тематику.
Личную и творческую жизнь Фёдора Тютчева конца 1860-х годов нельзя назвать счастливой. Вышедший в 1868 году сборник лирики Тютчева не был замечен ни читателями, ни критикой. Семейные беды, уход из жизни возлюбленной, смерть детей — сломили его, здоровье ухудшилось, и 15 июля 1873 года Фёдор Иванович умер. Поэта похоронили в Санкт-Петербурге на Новодевичьем кладбище.
Поэзия Тютчева насчитывает немногим более 400 стихотворений. Тема природы — самая известная в лирике поэта. Любовная лирика Тютчева является ещё одним важнейшим мотивом творчества поэта. Буйность чувств, нежность, напряжённость проявляются в стихах Тютчева. Любовь, как трагедия, как болезненные переживания, представлена поэтом в стихах из цикла, называемого «денисьевским» (составленном из стихов, посвящённых Е. Денисьевой, возлюбленной поэта). Стихотворения поэта стали классикой, вошли в школьную программу и изучаются в ряду лучших образцов русской классической поэзии.
Автор текста: Абрамова Татьяна Александровна.