Наказание восставших левитов - Боттичелли Сандро

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Наказание восставших левитов
Наказание восставших левитов
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Сикстинская капелла, Ватикан
Произведение: фреска "Наказание восставших левитов"
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV века, Кватроченто
Дата создания: 1481 – 1482 гг.

Описание произведения

Из всех фресок, выполненных Боттичелли для Сикстинской капеллы, «Наказание левитов» отличается наибольшей ясностью построения. Центром композиции здесь является арка Константина – пышное триумфальное сооружение, на аттике которого можно прочесть надпись: «Никто не осмеливается брать на себя честь жертвоприношения, если он не призван Богом, как Аарон». Эти слова подчёркивают особое положение римского папы как наместника Бога на земле. На фоне величественного архитектурного сооружения художник разворачивает живописное библейское повествование о восстании левитов против установлений пророка Моисея и постигшей их за это Божьей каре, описанное в Книге Чисел. 250 именитых мужей из колена Левия восстали против Моисея и его брата, первосвященника Аарона. Чтобы разрешить ситуацию, пророк предложил недовольным выйти ко входу скинии собрания, неся с собой кадильницы, и воскурить благовония, то есть совершить сугубо ритуальное действие. Господь же наказал за это бунтовщиков, посоветовав Моисею и Аарону: «отделитесь от общества сего, и Я истреблю их во мгновение… и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и всё имущество» (Числ.16:21,32).

Как и в «Юности Моисея», Боттичелли вновь разворачивает повествование справа налево. В первом эпизоде показана толпа мятежников, которые пытаются побить пророка камнями, а Иисус Навин преграждает им путь. В центре, перед шестиугольным беломраморным жертвенником, Моисей в облачении Верховного жреца и папской тиаре жезлом изгоняет бунтовщиков и их главного зачинщика Корея. Слева земля разверзается и поглощает участников заговора. События в этой фреске значительно драматичнее, чем в двух других и, чтобы усилить их выразительность и эмоциональность, художник вводит преувеличенно резкие жесты и сильное движение. Мастер изображает справа ряд конкретных исторических персонажей: кардиналов делла Ровере и Борджия, а также свой собственный профильный портрет. В живописи обильно использована позолота: рельефы арки, капители, кадила и папская тиара. Фон фрески заполнен прозрачно-синими перспективными далями, и эта лёгкость контрастирует с мощным и плотным передним планом.

История создания

В 1473 - 1481 гг. архитектор Дж. де Дольчи по заказу папы римского Сикста IV выстроил в Ватикане, на месте руин Палатинской капеллы XIII в., так называемую Сикстинскую капеллу (она получила своё название по имени понтифика). Предназначенная для самых торжественных богослужений и заседаний конклава, она служила также и бастионом дворца: над её потолком размещались казармы и арсенал. Прямоугольное в плане помещение в 1481 - 1483 гг. было расписано приглашёнными специально для этого художниками из Тосканы и Умбрии, среди которых находился и С. Боттичелли. Для молодого мастера это был очень престижный и выгодный заказ, тем более, что папа именно его назначил руководителем всех живописных работ.

В верхнем ярусе, на высоте 6 метров, стены капеллы опоясывают два цикла росписей на темы из жизни Христа и Моисея. Первоначально было сделано 16 фресок (до нашего времени сохранилось 12), которые содержат около сотни фигур. Три из них создал Боттичелли. Это «Юность Моисея», «Наказание восставших левитов» и «Искушение Христа», однако не во всех сценах художнику удалось выразить свойственную его стилю линейную экспрессию. Временами целое распадается на части, не достигая связи между повествованием и формой – сказалась непривычная для молодого художника работа над фрагментами столь большого масштаба.

Отношение автора к вере

Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.

В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.

Биография

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.

В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.

В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.

Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.

Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.

Автор текста: Морочковская Инна Владимировна.

Оставить комментарий