Нахождение Спасителя во Храме - Холман Хант Уильям

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Нахождение Спасителя во Храме
Нахождение Спасителя во Храме
Автор: Холман Хант Уильям
Местонахождение: Городской музей и художественная галерея, Бирмингем
Произведение: Нахождение Спасителя во Храме
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Прерафаэлитизм
Дата создания: 1854-1860 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

Картина «Нахождение Спасителя во Храме» иллюстрирует евангельский сюжет «Иисус среди учителей» - эпизод из жизни юного Христа, единственное событие его отрочества, получившее освещение в Евангелии от Луки.

Иосиф, Мария и двенадцатилетний Иисус прибыли в Иерусалим на празднование Пасхи. По окончании праздника Иосиф и Мария отправились домой, думая, что Иисус возвращается вместе с другими родственниками. Иисус же остался в Иерусалиме. Пройдя целый день пути, к вечеру родители стали искать сына среди родных и знакомых, но не нашли Его. В сильной тревоге они возвратились в Иерусалим и начали разыскивать Иисуса там. Наконец, через три дня Мария и Иосиф нашли сына в храме, беседующим с учёными мудрецами, которые дивились разуму и ответам Его.

По сложившейся иконографии эту сцену изображают в интерьере храма Соломона в Иерусалиме. Юный Иисус стоит в центре, окруженный седобородыми старцами, которые с вниманием и удивлением слушают его. В руках священники нередко держат свитки – символ Ветхого Завета. Если на картине изображены Мария и Иосиф, стоящие у дверей храма, то такой сюжет носит название «Мария и Иосиф упрекают отставшего от них Иисуса» и является продолжением сюжета «Двенадцатилетний Иисус в храме». В этой сцене Дева Мария и Иосиф могут изображаться стоящими рядом с Христом, положив руку Ему на плечо, намереваясь увести Его из храма.

Именно такое слияние двух евангельских сюжетов легло в основу картины Холмена Ханта. Художник изобразил момент, когда Мария и Иосиф находят Иисуса в храме. Группа фигур в правой части картины (Христос, Мария и Иосиф) притягивает взгляд зрителя. Мария, положив руку на плечо сына, наклонилась к нему и что-то шепчет Иисусу на ухо. Позади них стоит Иосиф, как бы защищая их. В дверь храма влетает белый голубь – символ Святого Духа. Интересно, что вокруг головы Марии нет сияния, которым Хант наделил юного Христа. Левая часть картины занята сидящими и стоящими людьми разного возраста, которые взволнованно обсуждают сказанные Иисусом слова. На заднем плане мы видим богато орнаментированную золотую архитектурную конструкцию и небольшой фрагмент окружающего пейзажа.

В своей картине Хант делает акцент на противопоставлении Старого и Нового религиозного закона. Христос выступает носителем Новой веры, стоящим в оппозиции к фарисеям, представителям Ветхого завета. Раввины, сидящие на полу и крепко держащиеся за священные предметы и свитки Торы, олицетворяют прежний закон. Динамичная фигура юного Христа в ярко-синем одеянии, который потуже затягивает широкий пояс в преддверии своей великой миссии, олицетворяет Новый Завет. Идея строительства Новой церкви подчеркивается сценой строительства церкви в правом углу картины. Символом Старого отжившего свое закона выступает слепой старец, сжимающий свитки Торы. Его духовная слепота контрастирует с прозорливостью молодого раввина, отвлекшегося от чтения Торы, который пристально смотрит на Иисуса, как будто признавая Его выдающиеся способности и Его правоту. Слепой нищий, сидящий на ступенях храма, символизирует будущее чудо, которое совершит Христос, вернув слепцу зрение за веру в Его учение.

Суть противопоставления Старого и Нового закона подчеркивается художником и через типологическую символику, которой насыщена картина: голуби, пшеничный колос и пасхальный агнец на дальнем плане предвещают будущее служение Христа и его жертву. Святое Семейство стоит под золотыми воротами храма с надписью на латыни и иврите из пророчества Малахии: «И Господь, которого в нем ищете внезапно придет во Храм!» (Мал.3:1). С появлением Христа в храме пророчество исполнилось, но, кажется, никто не понимает этого, кроме самого Христа, который стоит поглощенный своими мыслями, широко раскрытыми глазами глядя в пространство, как будто впервые провидя свое будущее.

Вероятно, из-за того, что сцена нахождения Спасителя в храме является единственной, относящейся к юношеским годам Христа в Новом Завете, она всегда пользовалась популярностью в религиозной живописи. Однако ранее акцент делался на учении Христа и на счастливом обретении Марией сына, в то время как Хант показывает, как Христос отстраняется от матери. Юноша впервые осознает свою будущую миссию и порывает с детством. Картина Ханта, иллюстрирует важную викторианскую концепцию, согласно которой личная миссия есть высшая ценность, условие всеобщего прогресса и саморазвития личности. Картина Ханта подчеркивает момент, когда Христос находит цель своей жизни, которой он будет следовать впредь.

Полотно выполнено в теплых золотисто-оранжевых тонах. Образы Христа и Марии выделены холодными синими и голубыми красками, символизирующими небо. С этнографической точностью и вниманием к деталям Хант изображает восточные орнаменты, архитектуру, типажи и одеяния персонажей.

История создания

Художник приступил к созданию картины в 1854 году. Верный прерафаэлитскому духу реалистичности и близости к природе, Хант отправился в Палестину, чтобы там с натуры писать пейзажи и типажи для своей картины, а также изучать иудейские обычаи и ритуалы. Подходя к теме с позиций этнографа, Хант стремился создать более аутентичную альтернативу изображению этой сцены в традиционном религиозном искусстве с его оторванностью от реальности и ощущением потусторонности.

Однако, из-за напряженных отношений между иудейскими вождями и протестантскими миссионерами, Холмену Ханту не удалось найти подходящих моделей для большинства персонажей картины. Основная часть работы над полотном завершилась по возвращении в Англию в 1856 году, где найти натурщиков, пусть и не аутентичных, было проще. Святое семейство и некоторые другие персонажи были написаны художником с лондонских евреев; вид храма Ирода – с макета мавританской Альгамбры, который в это время экспонировался в Хрустальном дворце в Сиденхеме.

Новаторский подход художника к интерпретации библейского сюжета себя оправдал: картина имела большой успех. 

Отношение автора к вере

Хант вырос в строгой пуританской семье. Все семеро детей с юных лет приобщались к чтению Библии и регулярно посещали церковь. Благодаря религиозному воспитанию, Хант на протяжении всей своей жизни был занят духовными поисками, в большей степени чем других членов Братства Прерафаэлитов его интересовала морально-нравственная сторона искусства. Хант воплотил идею Джона Рескина, высказанную в первом томе «Современных художников» о том, что призвание художника сродни призванию священника, миссия которого состоит в том, чтобы выразить и объяснить каждую Божественную истину. Хант гораздо чаще других художников-прерафаэлитов обращался к религиозным сюжетам. При этом он отказался от традиционной иконографии, присущей искусству Ренессанса, поскольку находил в ней несовершенство эмоционального воздействия на зрителя. Он решил создать новый стиль религиозного искусства, основанный на современном видении реальности.

Зародившаяся у Ханта идея написать картину «Нахождение Спасителя во Храме» явилась причиной его поездки на Святую Землю. Он хотел применить принцип правды к жизнеописанию Христа, выбрать в качестве декорации место и культурный контекст, в котором проходила жизнь Спасителя. Он сумел по-новому интерпретировать этот достаточно распространенный в живописи евангельский сюжет, показав его как переломный момент в жизни Иисуса, когда Он впервые осознает возложенную на него ответственность перед человечеством и свою будущую миссию.

Критики назвали картину «выдающейся попыткой популяризировать новую, рационалистическую разновидность религиозного искусства».

Биография

Уильям Холмен Хант родился в 1827 году в Лондоне в семье кладовщика небольшой галантерейной фирмы. С детства мальчик пристрастился к рисованию. Его отец не верил в способности сына и готовил его к профессии клерка. Однако тяга к искусству перевесила, и в 16 лет юноша начал зарабатывать на жизнь недорогими портретами и копиями работ известных живописцев. Он посещал занятия по рисунку в Механическом институте и брал уроки портретной живописи у Генри Роджерса. В 1844 году Хант поступил в Школу искусств при Королевской Академии, где его преподавателем стал художник-портретист Джошуа Рейнольдс. В Академии Хант познакомился с Джоном Эвереттом Милле и Данте Габриэлем Россетти. В 1848 году трое друзей образовали «Братство прерафаэлитов». Художники выступали против академизма, тривиальности и косности в искусстве, стремились к натуралистическому изображению действительности, их привлекало творчество художников Раннего Возрождения до Рафаэля.

В 1853 году Хант написал одну из самых известных своих картин — «Светоч мира» - аллегорическое изображение Христа, стучащего в дверь человеческой души, которая принесла ему первый публичный успех. В течение многих месяцев художник работал ночью на улице, чтобы создать реалистичный эффект освещения. Стремление писать с натуры каждую деталь становится у Ханта основополагающим принципом. Другими особенностями его творчества стали аллегоричность и символизм.

В 1854-1856 годах Хант совершает поездку в Египет, Сирию и Палестину и пишет работу «Нахождение Святителя во Храме», которая принесла ему первый серьезный коммерческий успех.

В 1865 голу Хант женится на Фанни Во, которая вскоре умирает при родах.

В 1869 году художник предпринимает вторую поездку на Святую Землю, во время которой начинает писать картину «Тень смерти», посвященную трагическому предвидению Иисусом своего конца, и «Триумф невинных» на тему бегства Святого семейства в Египет.

В 1875 году художник женится на сестре своей первой жены Эдит Во, на попечении которой находился его первенец, и которая впоследствии родила ему еще двоих детей.

В 1886 году состоялась первая ретроспектива произведений художника в Лондоне. Она была дополнена сборником статей Ханта о Братстве прерафаэлитов.

В 1892 году художник предпринимает третью поездку в Палестину. В Иерусалиме он делает первые наброски к полотну «Чудо священного огня», над которым работает с 1892 по 1899 год.

Начиная с 1901 года из-за болезни глаз творческая активность Холмена Ханта резко снижается, он вынужден работать над своими картинами вместе с помощниками.

Лучшими произведениями мастера считаются «Новообращенная семья древних бриттов, спасающая миссионера от преследования друидов» (1850), «Пробудившийся стыд» (1851-1853), «Светоч мира» (1851-1853), «Козел отпущения» (1854-1863), «Изабелла и горшок с базиликом» (1856), «Тень смерти» (1870-1873), «Леди из Шалотта» (1887-1892).

В 1905 году вышло двухтомное исследование Ханта «Прерафаэлитизм и Братство прерафаэлитов», в котором он уделил основное внимание истории зарождения и эволюции движения.

Холмен Хант был единственным, кто до конца остался верен доктрине Братства прерафаэлитов и сохранил их живописные идеалы до самой смерти. Для его стиля характерны четкие жесткие цвета, яркое освещение, натурализм, тщательная проработка и символизм деталей.

Художник умер 7 сентября 1910 года в Лондоне.

Автор текста: Липатова Елена Владимировна.

Оставить комментарий