Нахождение креста - Пьеро делла Франческа

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Нахождение креста
Нахождение креста
Автор: Пьеро делла Франческа
Местонахождение: Церковь Сан-Франческо, Ареццо
Произведение: Нахождение креста
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Раннее Возрождение
Дата создания: 1452-1460 гг.

Описание произведения


Фреска «Нахождение креста», написанная Пьеро дела Франческа, одна из ряда, иллюстрирующих повествование о происхождении и обретении Животворящего Креста Господня. По преданию Церкви, святой царицей Еленой, матерью благоверного царя Константина были предприняты поисковые мероприятия с целью обретения этого величайшей христианской святыни. Три креста были обретены во время раскопок. Для обнаружения того, на котором распяли Иисуса, епископ Макарий, твёрдо веровавший в его животворность, решил возлагать их поочерёдно на мертвеца. Свершившееся чудо воскресения усопшего, подтвердило истинность Креста Христова.
При создании композиции «Нахождение креста» художник использовал гамму бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов. Показав гармоничный ландшафт, строгую архитектуру зданий и четкую ритмичность композиции мастер сумел создать торжественную, возвышенную атмосферу исполненную внутреннего благородства.

Фрески представляют: смерть Адама и святое дерево над его могилой; царицу Савскую, пришедшую во владения Соломона и воздавшую почести Древу, провидя образ Креста. Еще один сюжет — явление Креста Константину вместе с победоносной битвой полководца. В следующем ярусе представлено обнаружение Креста императрицей Еленой. Картины всего фрескового цикла построены не по хронологии в четком порядке, а согласованы в смысловом ключе.

История создания

"Нахождение креста" входит в цикл фресок, написанных Пьеро делла Франческа для церкви Святого Франциска в Ареццо, иллюстрирующих церковное предание об обретении Креста Господня. Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой», стал не только самым значительным произведением художника, но и одним из шедевров живописи эпохи Ренессанса. «Золотая легенда» написана около 1260 года епископом Генуи, доминиканцем Иаковом Ворагинским. Книга содержит собрание христианского предания и житий святых, написанных на латинском языке.

С 1452 по 1460 год Пьеро делла Франческа трудился над росписью церкви. Пьеро дела Франческа проявил себя в этих работах как мастер перспективы и композиции, талантливый колорист и выдающийся живописец.

Отношение автора к вере

"Мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо все видимо не само по себе, а только благодаря свету", - написал о творчестве Пьера делла Франческа искусствовед Степанов А. В.. И хотя в вышеприведённой цитате идёт речь об освещении, так же правомерно возвести от неё мысль к свету внутреннему. "Светильник для тела есть око". (Мф.6:22). В работах Пьеро делла Франчески разлит свет, который, как писал священник, философ и гуманист Марсилио Фичино "пробуждает спящее, озаряет мрак, оживляет умершее, формирует неоформившееся и наделяет совершенством несовершенное". Так современники художника оценивали силу воздействия его таланта. Наверное, поэтому заказчики согласны были ждать десяток лет, пока Пьеро закончит свой шедевр, потому что его произведения были проводниками в мир истинной нетленной красоты и божественной гармонии.
Последние произведения мастера датированы 1470-ми годами, вскоре после этого живописец потерял зрение, но, не поддавшись унынию и ропоту, но всецело уповал на Господа.

Биография

Пьеро делла Франческа родился приблизительно в 1415 году в Борго-Сан-Сеполькро, небольшом городке, расположенном в живописной долине реки Тибр приблизительно в 80 километрах к юго-востоку от Флоренции. Первая официальная запись, связанная с его именем, относится к июню 1431 года. Из нее известно, что художнику уплачено за расписанные им большие восковые свечи, предназначенные для церковных нужд. Предположительно, этот заказ стал первой самостоятельной работой Пьеро делла Франческа, а значит в 1431 году он уже вышел из отроческого возраста.

Пьеро получил хорошее образование, он прекрасно знал латынь и математику. Джордже Вазари утверждает, когда Пьеро минуло пятнадцать лет, он твердо заявил о своем намерении стать художником. До 1439 года Пьеро делла Франческа не покидал родного города. Сохранилась запись, датированная 7 сентября этого года, что за роспись флорентийской церкви Сант-Эгидио "уплачены деньги живописцу Доменико Венециано и его помощнику, именуемому Пьеро ди Бенедетто делла Борго из Сан-Сеполькро". Таким образом наставником делла Франческо можно считать Доменико Венециано.
В 1442 году Пьеро делла Франческа был избран членом городского совета в Сан-Сеполькро и оставался в родном городе ближайшие несколько лет. В 1445 году он получил заказ на создание алтарного образа для Братства милосердия (Кампанья делла Мизерикордия). Заказ был исполнен в 1462 году, так как Пьеро делла Франческа писал очень медленно, а также неоднократно получал заказы за пределами родного города.
Самая значительная часть сохранившихся работ мастера находится в Ареццо, городе, расположенном неподалеку от Сан-Сеполькро, а также в Урбино.
В 1478 году художник подписал свой последний контракт - на создание фрески для Братства милосердия в Сан-Сеполькро (оно же было и первым заказчиком живописца). Фреска не сохранилась до наших дней, поэтому неизвестно приступил ли Пьеро делла Франческа к работе, или же заказ так и остался на бумаге, потому что в конце 1470-х годов мастер начал слепнуть и почти оставил живопись.
За три десятилетия количество созданных и дошедших до нас произведений не очень велико: это 2 масштабных алтаря, небольшой цикл фресок (церковь Сан Франческо в Ареццо), приблизительно 10 алтарей поменьше, 2 портретных работы.

К концу жизни Пьеро делла Франческа ослеп почти совершенно. Тем не менее, в 1487 году он еще мог, по его собственным словам, работать и пребывал "в твердом уме и здравом теле", углубившись в изучение математики. Умер прославленный живописец в октябре 1492 года. Будучи холостым и бездетным, все свое имущество он завещал брату и другим родственникам. Пьеро делла Франческа был погребен в аббатстве в Борго Сан-Сеполькро.

Автор текста: Ольга Северинова

Оставить комментарий