Мотет «Радуйся, о Крест» - Джованни Пьерлуиджи да Палестрина

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мотет «Радуйся, о Крест»
Мотет «Радуйся, о Крест»
Автор: Джованни Пьерлуиджи да Палестрина
Произведение: «O Crux, ave!»
Жанр: Духовное произведение
Год создания: XVI в.
Стиль:Мотет
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

Мотет «O Crux, ave!» (Радуйся, о Крест) – духовное произведение Дж.Палестрины для мужского хора а капелла. Текст сочинения на латинском языке является древней молитвой Кресту Христову. Основная тема произведения – прославление искупления всех людей от греха и смерти через Крест Христов. Открывает мотет унисон, близкий григорианским песнопениям, переходящий в выразительное, плавное многоголосье. «O Crux, ave!», как правило, исполнялись в Страстную Седмицу Великого Поста и в праздник Воздвижения Креста Господня. Текст мог быть облачен в различные музыкальные формы, мотет Дж.Палестрины в этом отношении является примером для последующих поколений музыкантов, как духовный концерт классической, законченной формы. Торжественный характер произведения прекрасно сочетается с хвалебными словами молитвы Кресту!

История создания.

Мотет «O Crux, ave!» Дж.Палестрины является примером полифонических произведений эпохи Ренессанса. Это сочинение посвящено прославлению Креста Христова. Жанр мотета был любим композитором – он написал достаточно много духовных концертов, посвятив их любимым церковным праздникам и святым.Палестрина оставил богатое наследие духовных сочинений, которые требуют от исполнителей особенной выучки. Нередко эти сочинения перекладывают для исполнения на фортепиано и других инструментах, они не забываются и не исчезают из репертуара лучших музыкантов мира более четырех веков.

Отношение автора к вере.

Джованни Пьерлуиджи родился в традиционной католической семье. Документы свидетельствуют, что в возрасте одиннадцати лет будущий композитор уже числился хористом в кафедральном соборе римской епархии – базилике Санта – Мария – Маджоре. В возрасте девятнадцати лет Джованни вступил в должность органиста собора святого Агапита г.Палестрины (его родного города). Впоследствии, вся жизнь и творчество композитора были связаны с духовной музыкой – множество месс, мотетов, магнификатов написал он, будучи главным хормейстером Рима. На его сочинениях учились многие именитые музыканты, а похоронен был, много послуживший прославлению Бога, Джованни Палестрина под полом базилики святого Петра в Риме.

Биография.

Днем рождения Джованни Пьерлуиджи считается 3 февраля 1525 года. Он родился в городе Палестрина, потом служил органистом в нем, из-за чего за ним закрепилось прозвище - фамилия Палестрина. С течением времени его настоящая фамилия стала опускаться, а потом и вовсе заменилась на «Палестрина». Известно, что в возрасте десяти лет мальчик лишился матери, а уже в 1537 году он стал хористом кафедрального собора Рима и при этом получал разностороннее музыкальное образование.

Полученные знания позволили Джованни занять должность органиста церкви родного города в 1544 году. Молодой композитор написал сборник месс, который очень понравился папе Юлию III (бывшему епископу Палестрины), а в 1551 его ждало новое и почетное назначение – директором капеллы базилики святого Петра. На этом поприще Джованни создал множество великолепных духовных сочинений. В 1565 году Палестрина был удостоен высокой награды от папы Пия IV – звания «modulator pontificus» (папский композитор).

В течение следующих десяти лет Палестрина занимал должности хормейстера в других церквях Рима, пока в 1571 снова не вернулся к руководству капеллой базилики святого Петра. Это место не приносило композитору большого дохода, но позволяло жить безбедно и писать сочинения.

Семидесятые годы принесли много горя композитору – три вспышки чумы унесли жизни его брата, жены и детей. Он даже собирался принять духовный сан и жить в уединении, но все получилось совсем иначе – в 1581 году Палестрина женился на богатой вдове и смог отдаться целиком любимому делу – писать духовные сочинения без оглядки на финансовое положение. Композитор написал более трехсот мотетов, 105 месс, 68 офферториев, кроме того, существует как минимум 72 гимна, 35 магнификатов, 11 литаний и четыре или пять сочинений «Плач Иеремии». Его произведения для Страстной Седмицы привлекли внимание высшей церковной власти и именно его попросили написать несколько месс для Тридентского собора (1543 -1563), когда рассматривался вопрос о реформе церковной музыки. Считалось, что полифония(многоголосье) умаляет ясность слова. Палестрина написал такие великолепные и выверенные сочинения, что вопрос был снят с повестки, а церковная музыка продолжила свое развитие.

Умер Джованни Палестрина в Риме за день до своего дня рождения – 2 февраля 1594 года. Плеврит стал причиной столь преждевременной смерти. Он был похоронен с почестями, под пение пятичастного псалма для трех хоров, а на свинцовой табличке гроба была выбита надпись «Libera me Domine» и «Joannes Petraloysius Praenestinus musicae princeps» (Джованни Палестрина – князь музыки).

Сегодня произведения Дж.Палестрины известны всему миру, но его гробница утеряна навсегда при переустройстве церкви в 1615 году. Многие великие музыканты восхищались произведениями Палестрины – И.С.Бах переписал его книгу месс, а при написании своей знаменитой мессы «си минор» руководствовался одной из них, Феликс Мендельсон поместил его в пантеон величайших музыкантов, написав: «Я всегда расстраиваюсь, когда одни хвалят только Бетховена, другие-только Палестрину, а третьи-только Моцарта или Баха. Все четыре, говорю я, или вообще ни одного».

Автор текста: Веткина Анастасия Александровна.

Текст.

O Crux, ave! Spes unica!

«Радуйся о, Крест! Наша единственная надежда! (О, великий и славный Искупитель Иисусе Христе!)».

Оставить комментарий