Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание.
Болгарский монастырь Зограф один из древнейших монастырей на Святой Горе и занимает 9 место в иерархии афонских монастырей. Расположен на пологой возвышенности в глубине Афонского полуострова среди густого живописного леса и с берега его не видно. Название Зограф значит Живописец.
Паломники, прибывающие из Уранополиса прибывают к пристани обители, которая считается одним из самых больших комплексов на Святой Горе. В него входит две сторожевые башни, построенные в XV веке господарем Молдавии Штефаном Чел Маре и его сыном Богданом, также были построены большой храм, склады, ветряная мельница, дома для рабочих, а также полицейская и таможенные станции. От пристани до монастыря ведет дорога среди живописного леса в ущелье и через час ходьбы вглубь полуострова перед паломниками открывается монастырский комплекс обители, похожий на замок.
Построенный монастырский двор, в котором расположены два храма, со всех сторон окружен жилыми зданиями и имеет широкие ворота с северной стороны.
Главный храм был возведён в 1801 г. в византийском стиле и посвящен Святому Великомученику Георгию Победоносцу, а через 16 лет его расписали фресками. Двери собора резные из дерева, необычайной красоты, изготовлены в 1834 г. иеромонахом Иеронимом. В центре построенного монастырского двора в тени кипарисов стоит часовня во имя Успения Пресвятой Богородицы, которую построили в 1764 г. В ней хранится чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Акафистная Предвозвестительница». Недалеко от часовни расположен фиал водосвятия из белого мрамора, купол которого поддерживается 8 колоннами пилястров. Внутри чаши мраморная фигура монаха.
Современный облик монастыря определен постройками XIX в., но сохранились и более ранние строения: башня, возведенная в 1517 г., часть южной стены, построенной в 1616 г., корпуса с живописными многоярусными балконами, относящиеся к середине XVIII в.
В 1981 г. в братию монастыря поступил монах, нынешний игумен архимандрит Амвросий, которого избрали игуменом на монастырском соборе 6 мая 1997 г. С тех пор пошло развитие духовного и культурного этапа возрождения обители. За годы его игуменства построен новый архондарик, отремонтирована дорога к монастырю, проведена реконструкция северного и западного крыла обители.
Монахи бережно хранят в Соборе обители перед иконостасом мощи многих святых, среди которых преподобная Матрона Хиосская, жившая в XV в., частица мощей равноапостольной Марии Магдалины, Святого Великомученика Пантелеймона, Святого Иоанна Милостивого, а также частица Животворящего Древа Креста Господня.
В монастырском соборе хранятся 3 чудотворные иконы Святого великомученика Георгия Победоносца, они украшены драгоценными релизами, изготовленными русскими мастерами из города Санкт-Петербург.
Одна чудотворная икона Святого Георгия «Фануил» находится у правой колонны и относятся ко времени первых ктиторов обители и считается нерукотворной. Другая икона Святого Георгия называется «Молдавской» и подарена Стефаном Великим в 1495 г. Молдавский господарь молился перед этой иконой как чудотворной. С ней связаны легенды.
Ещё один чудотворный образ Святого Георгия «Аравийский» находится перед алтарем у левой колонны. Предание гласит, что иноки увидели недалеко от пристани большую икону, плывущую по волнам. Сели в лодку, но выловить ее не смогли. Икона подплыла к берегу, где стояли зографские монахи и они без труда выловили её. Для решения спора кому достанется икона Зографу или Ватопеду, по совету старца из Иверона икону положили на спину молодого осла, которого только что привезли на Афон. Осла отправили гулять по воле Божьей. Через 3 дня он был найден на холме у монастыря Зограф, и икона осталось в Зографе. Через много лет Святой Георгий, явившись настоятелю монастыря во сне попросил, чтобы на холме, где была обретена, икона построили церковь. Каждый год в день празднования святого великомученика Георгия Победоносца монахи Зографа с этой чудотворной иконой совершают Крестный ход.
В ризнице монастыря бережно хранят церковные ценности, дары и пожертвования ктиторов обители. Имеется Знамя Стефана Великого, подаренное им Зографу перед смертью. Также он подарил 2 стяга, священнические облачения, а эпитафия, вышитая золотой и серебряной нитью — это дар Василия Лупу. В библиотеке монастыря хранится более 8000 печатных книг, а также 162 греческих и 388 славянских рукописей, 26 из которых написаны на пергаменте. В подвале монастыря хранится вино, сделанное руками для греческих монахов.
На территории монастыря расположены часовни в честь: Двадцати шести преподобномучеников Зографских, Преображения Господня, святых Архангелов, Рождества Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия Солунского, Благовещения Богородицы, Святителя Николая Мирликийского, Покрова Пресвятой Богородицы, святителя Спиридона Тримифунтского. Кроме того, на территории обители расположены еще 8 храмов и 8 - за стенами. В Карее, монастырю принадлежат две мастерские и представительство при Протат.
Вот уже более 1000 лет обитель является местом спасения болгарских христиан, дарующая веру, надежду и любовь своему народу и православным христианам всего мира.
История создания.
По церковному преданию монастырь был основан в 911 г. Во времена правления византийского императора Льва VI Мудрого тремя монахами из Охриды Болгарской, которых звали Моисей, Аарон и Иоанн. По преданию, они ожидали от Господа знамения, чтобы понять какому святому посвятить новопостроенный монастырь. В притворе храма стояла подготовленная для иконописи доска и утром на доске появился образ Святого Великомученика Георгия Победоносца. В это же время в Фануиловом монастыре в Каппадокии древняя икона Георгия Победоносца превратилась в пустую доску. Настоятелю в эту ночь явился Святой Георгий и объявил, что уходит на гору Афон к инокам, обращающим к нему свои молитвы. Узнав о появлении иконы чудесным образом на пустой доске, насельники и гости Афона пришли поклониться образу. Один вельможа решил проверить свежесть краски и прикоснулся к лику Святого пальцем. Палец тут же прилип и его не могли никак оторвать, пришлось отрезать кусок пальца, который до сего дня остаётся на образе. Образ этот находится в главном храме обители у правой колонны перед алтарем.
Первое письменное упоминание о монастыре отмечено в Типиконе, Уставе Святой Горы, изданным византийским императором Иоанном I Цимисхием в 972 г., где имеется на 20 месте подпись Георгия игумена монастыря Зограф.
С XI века Зограф являлся национальным болгарским монастырем и поддерживал тесную связь с болгарскими землями. В конце апреля 1230 г. Монастырь посетил и богато одарил болгарский царь Иоанн II Асень, который в те годы являлся покровителем Святой горы.
В середине XIII века Зограф владел подворьями в городе Иерисос и в Салониках. И одно Подворье в Болгарии близ реки Струма было передано монастырю византийским императором Андроником II Палеологом.
Во времена церковной Унии Обитель была разрушена практически до основания. Все годы в монастыре Зограф приняли мученическую смерть 22 монаха и четверо мирян: их заживо сожгли латиняне, посланники императора. На месте пожара в пепле нетленно сохранилась икона Божией Матери «Предвозвестительница». В 1873 году в память об этих событиях во дворе монастыря был сооружён кинотав, на табличке которого рассказывается история об этих страшных событиях, произошедших 10 октября 1276 года.
В IV веке Зограф стал возрождаться благодаря пожертвованиям византийских императоров. Так, в 1344 году Иоанн V Палеолог признал за монастырём право владения селом Марморион на реке Струма, а император Андроник IV Палеолог в июле 1378 года впервые назвал Обитель «монастырь моего царства» и подтвердил за монастырём Зограф владение подворьем Хандакс.
Во времена османского завоевания благодаря поддержке молдавских господарей Зограф продолжал играть важную роль религиозного и культурного центра. Так, молдавский господарь Александр чел Бун ежегодно выделял десять тысяч аспр монастырю и по тысяче аспр монахам, а господаря Стефана III Великого монахи читают ктитором обители. Во времена своего правления он ежегодно выделял средства на восстановление монастыря: в 1475 г. им была построена башня на пристани, а в 1495 г. на выделенные им средства были обновлены стены обители, кельи и трапезная.
В 1500 году родосские рыцари разрушили обитель. Стефан Великий восстановил весь монастырский комплекс и выделил средства на роспись соборного храма обители, а его сын Богдан III завершилось строительство пристани. В последующие годы правители Молдавии продолжали оказывать помощь обители: Петру Рареш купил для монастыря мельницу в Салониках, а супруга Александра Лэпушняну Роксандра в 1568 г. передала в дар 52 тысячи аспр. В 1651 г. молдавский господарь Василий Лупу передал Зографу монастырь Добровец близ города Яссы, а господарь Антиох Кантемир в 1698 г. подарил Зографу Киприанский монастырь, который к 1861 г. имел 50000 гектаров земли и 16 сёл. Поддержка обители молдавскими правителями продолжалась более 200 лет и монахи Зографа бережно хранят память о молдавских ктиторах обители, которые в те тяжелые годы для Святой Горы господства Османской империи оказывали финансовую помощь монастырю и помогали восстанавливать обитель. В притворе главного храма обители сохранились фрески молдавских господарей: Стефана Великого, Александра Лэпушняну и Василия Лупу.
С конца XVI века монастырь Зограф стал получать помощь от самодержцев и церковных иерархов России, что способствовало экономическому росту благосостояния обители. При монастыре сохранился документ 1583 г., подписанный царем Иоанном Грозным о выделении денежной помощи монахом обители, а также грамоты царя Алексея Михайловича и Федора Алексеевича Романовых, в которых дается право зографским монахам каждые 5 лет пребывать в Россию за сбором пожертвований.
В середине XIX века Зограф становится одним из самых богатых монастырей Святой горы, что послужило установлению общежительного устава и в 1850 г. указом Вселенского Патриарха Анфима VI монастырь Зограф стал киновией.
В XVIII-XIX веках Обитель превращается в центр болгарского национального возрождения. В 1862 г. архимандрит Паисий Хиландарский подписал славяно-болгарскую историю, черновик которой хранится в библиотеке монастыря. Плодом этого стало дело церковного просвещения болгар и формирование их национального самосознания.
В конце XIX начале XX веков наступают значительные перемены в жизни монастыря в связи с новыми политическими и территориальными изменениями на Балканах. Владения, принадлежавшие Зографу по течению реки Струмы, были утеряны, а в период между 1916 и 1933 годом монастырь лишился своего самого доходного подворья в Болгарии Киприанского монастыря и скита Кондрица, которые находятся недалеко от Кишинёва.
А две мировые войны усугубили положение обители. В эти трудные годы наступает уменьшение монастырского братства обители: если в 1903 году насчитывалось 170 монахов, то в 1945 году оставалось около 50, а в 1956 году только 30 монахов. К 1975 году монастырь почти опустел и в нем проживало 10 беспомощных старцев. Сегодня проживает 20 монахов.
Автор текста: Канищева Анастасия.