Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
Описание произведения
Хуан де Хуанес запечатлел на своей картине библейский сюжет погребения побиенного камнями архидьякона Стефана за проповедь воскресения Христова в Иерусалиме.
«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога. Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него, и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла, и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой. И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил». (Деян.7:55-60). «Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нем» (Деян.8:2).
"Молитва о спасении" это сложная многофигурная композиция. На переднем плане полотна мы видим скорбящих и плачущих людей, которые кладут одетого в дьяконское облачение Стефана в гроб. У погребаемого разбита голова; на висках и лбу запеклись тонкие струйки крови. Святой первомученик, умирая, молился о своих убийцах и смиренно просил Иисуса Христа принять его дух. По смерти Стефана поднялся «плач великий», так праведника любили и почитали первые христиане. Именно этот момент запечатлел живописец на своём полотне.
Несмотря на трагичный сюжет, картина написана яркими и сочными красками. Невероятно красивое церковное облачение самого Стефана, предуготовляет зрителя к мысли о его славе в Царстве Христа. В цветовой гамме произведения преобладают оливковые, зеленые и золотистые, а также алые и охристые цвета. На заднем плане картины видны развалины зданий, как символ Ветхого Завета.
В левом верхнем углу изображён мужчина, одетый отлично от остальных персонажей: в черную одежду со скромным белым воротничком, принадлежащую другой эпохе. В этом образе, который скорбно созерцает происходящее, художник изобразил самого себя.
История создания
Картина "Моление о спасении" создана художником в 1562 году. В том же году написана "Казнь Стефана", парное произведение, о чем говорит дьяконский наряд главного персонажа в точности воспроизведенный на обоих полотнах.
Шедевр написан мастером в зрелом возрасте. Предположительно в левом верхнем углу художник написал свой автопортрет.В настоящее время картина находится в частном собрании.
Отношение автора к вере
Хуан де Хуанес принадлежал к очень редкому типу художников, для которого сфера его деятельности была не просто ремеслом, а священнодействием. По свидетельству биографов художник приступал к процессу создания полотна как глубоко верующий человек. Он налагал на себя пост, молился и принимал святое причастие. Свою работу художник воспринимал как служение Богу.
За благочестие и благоговейное отношение к самому процессу создания религиозного произведения художник получал много заказов от различных католических орденов – иезуитов, францисканцев, доминиканцев, августинцев и минимов. Для архиепископа Валенсии, Томаса Вильянова, художник создал серию картонов, посвященных жизни Девы Марии для создания модных в те годы гобеленов. Мастер имел духовника, которого звали Мартин Альберт. Под его руководством мастер не только возрастал духовно, но и создавал особо проникновенные работы, среди лучших - «Непорочное зачатие», написанное для ордена иезуитов.
Биография
Испанский художник эпохи Возрождения по прозвищу Хуан де Хуанес родился в 1500 году в Ла Фонт де ля Фигуэра. Настоящее имя мастера – Висенте Хуан Масип. Его отец тоже был художником. Первые уроки живописи Хуан получил от своего отца. В его работах видно влияние творческого стиля Себастьяно дель Пьомбо, хотя сам мастер, по имеющимся сведениям, никогда не бывал в Италии. Все его творчество было сосредоточено в Валенсии. В город прибывало значительное количество художников из разных стран, в том числе и из Италии, бывшей тогда центром всех искусств и источником вдохновения для множества живописцев.
Основное количество работ де Хуанеса относятся к религиозной живописи. Они славятся прекрасными композиционными решениями, точным изображением персонажей, превосходной колористикой и тщательной проработкой даже самых мелких деталей. Мастер писал и портреты, но большая часть его творчества была посвящена религиозному искусству.
Произведения мастера – это уникальные по стилю и качеству типично ренессансные полотна. Благодаря своему мастерству художник получил прозвище «испанского Рафаэля». Его живопись считается лучшим образцом искусства XVI века, а сам мастер признан лучшим художником валенсийской живописной школы этого периода. Хуан де Хуанес испытал сильное влияние своего отца, а также повлиял на живопись сына, что привело к серьезной путанице в атрибутике полотен разных художников.
Скончался де Хуанес в 1579 году в Бокайренте во время создания церковного алтаря.
Автор текста: Ольга Северинова