Моисей заступается за своего соплеменника - Юлиус Шнорр фон Карольсфельд
Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите

Описание произведения
Книга Исход рассказывает историю жизни пророка Моисея, не избегая при этом тяжёлых и мрачных моментов. Будучи воспитан дочерью фараона и получив прекрасное образование, Моисей мог рассчитывать на благополучную жизнь при дворе. Однако, любовь к своему народу и сочувствие его тяжелому положению была сильнее желания личного блага. Однажды, став свидетелем жестокого обращения египтянина с соплеменником, Моисей воспылал гневом и убил обидчика. Библия так описывает произошедшее: “Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его, [сынов Израилевых]. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке" (Исх.2:11-12).
На своей картине Юлиус Шнорр фон Карольсфельд показал момент предшествующий убийству. На переднем плане слева показан пожилой мужчина, уронивший переносимые кирпичи. Стоя на коленях, он пытается защититься и оттолкнуть руку противника от своей шеи. Мимика лица израильтянина передаёт страх, боль и отчаяние. Молодой надсмотрщик в ярости бьёт упавшего ногой и держит его за горло, явно превышая необходимые меры наказания. В правой части полотна художник изобразил Моисея, как мужчину зрелых лет с короткой бородой. Его фигура окутана плащом за которым спрятан меч. Подкрадываясь, Моисей делает осторожный шаг вперёд и оглядывается, чтобы узнать, нет ли свидетелей его поступку.
На втором плане показаны трудящиеся на постройке пирамид евреи. Из-за стены одного из зданий выглядывает лицо мужчины в круглой шапочке. Этот свидетель, о котором говорит библейский текст, не сохранит в тайне увиденное, и Моисею придётся бежать из Египта, чтобы спасти свою жизнь.
История создания
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд, став профессором Дрезденской академии, всей душой предался религиозному искусству. Важнейшим трудом этого творческого периода стало осуществление задуманного еще в Риме издания "Библии в картинах". Издание вышло в свет в Лейпциге в 1852—1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков, гравированных на дереве.
Отношение автора к вере
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился в семье исповедующей протестантизм. Взросление и становление художника происходило также в среде протестантской Германии. Религиозные традиции и духовные ценности привитые с раннего детства живописец пронес через всю жизнь, не изменив своим убеждениям и даже усилив огонь веры. На протяжении творческого пути художник обращался к религиозным сюжетам. Его кисти принадлежит немало произведений, основанных на библейских событиях.
В 23 года Юлиус переехал в Италию, где примкнули к обществу живописцев "Союз Святого Луки". Одной из целей союза была борьба с безнравственностью в живописи нового времени. Художники носили длинные одеяния, похожие на монашеские, вместе читали и обсуждали Библию, за что получили закрепившееся за ними в истории прозвище назарейцев. Назарейцы считали, что религия сохраняет душу чистой и даёт импульс для созидания возвышенного и нового. Убеждения диктовали художникам отказ от изучения анатомии по трупам и использование натурщиц. Не смотря на то, что члены союза придерживались католических воззрений, Карольсфельд остался привержен протестантизму. По замечанию искусствоведов, назарейцы заново открыли традиции христианского символизма, не столько изображая, сколько размышляя.
В 1848 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд стал профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. В этот завершающий период жизни живописец всецело посвятил себя религиозному искусству. Одна из самых значительных работ художника – иллюстрация гравюрами Библии. "Библия в картинах", содержащая 240 гравюр, принесла Карольсфельду европейскую известность. Иллюстрации многократно воспроизводились в России в народных, учебных и детских изданиях, издавались отдельными альбомами и служили образцом для росписи русских православных храмов.
Биография
Юлиус Шнорр фон Карольсфельд родился в Лейпциге 26 марта 1794 года. Его отец Иоганн Файт Шнорр фон Карольсфельд был художником и сам обучал Юлиуса живописи. В 1811 году юноша поступил в Венскую академию художеств, где проявилась ищущая и независимая сторона его творческой натуры. Во время учёбы Юлиуса увлекли произведения старинных немецких и итальянских мастеров. Как результат появились картины: "Святой Рох, раздающий милостыню" (Лейпцигский музей) и "Посещение семейства Иисуса Христа семейством Иоанна Крестителя" (Дрезденская галерея).
В 1817 году художник отправился в Италию. Год он провел во Флоренции, а затем поселился в Риме, где он вошел в кружок "назареев". Официально кружок именовался "Союзом святого Луки", его членами были немецкие и австрийские художники романтического направления, стремящиеся возродить манеру мастеров Средневековья и Раннего Ренессанса.
Первой значимой работой Карольсфельда в Риме стала роспись виллы маркиза Массими фресками, изображающими 23 сцены из "Неистового Роланда" Ариосто. Работа продолжалась в течении 1820—1826 годов и показала вдумчивость живописца, удивительный дар композиции и свежесть художественного чувства. В тоже время художником было создано ряд замечательных пейзажных этюдов и несколько картин религиозной тематики: "Брак в Кане Галилейском", "Иаков и Рахиль", "Христос, благословляющий детей", "Святое Семейство", "Три христианских и три языческих витязя", "Руфь на ниве Вооза" и др.
В 1827 году Юлиус Шнорр фон Карольсфельд был приглашен в Мюнхенскую Академию на должность профессора исторической живописи. С этого времени наступает второй период творчества художника, явивший его талант в полном блеске. По приглашению короля Людвига I Карольсфельд вместе с другими живописцами украсил пять парадных зал в нижнем этаже мюнхенского дворца фресками на сюжеты из саги о Нибелунгах. Обширная работа потребовала много времени и была закончена к 1867 году. В 1835 - 1842 годах там же в трех других залах Крольсфельд энкаустическим способом изобразил эпизоды из жизни Карла Великого, Фридриха Барбароссы и Рудольфа Габсбургского. Работы, выполненные в мюнхенском дворце характеризуют художника как отличного рисовальщика, наделенного пониманием благородной красоты и поэтическим чувством.
В 1848 году Шнорр фон Карольсфельд принял приглашение стать профессором Дрезденской академии и директором местной галереи. С этого времени начинается третий период его жизни, художник всей душой предаётся религиозному искусству. Важнейшим трудом этого этапа стало осуществление задуманного еще в Риме издания "Библии в картинах". Издание вышло в свет в Лейпциге в 1852 - 1860 годах и принесло художнику обширную популярность во всей Европе. Книга содержит в себе 240 рисунков художника, гравированных на дереве. В Дрездене Карольсфельд составил ряд иллюстраций для роскошного издания Котты "Песнь Нибелунгов" и изготовил картоны для расписных оконных стекол в лондонском соборе св. Павла. К этому времени принадлежит создание картин: "Лютер на Вормском соборе", для мюнхенского Максимилианеума, "Явление Христа апостолу Павлу на дороге из Рима" и некоторых других.
С 1871 года Карольсфельд перестал принимать заказы и провел конец своей жизни на покое, в Дрездене. Художник скончался 24 мая 1872 года.
Автор текста: Ольга Северинова.