Моисей - Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Моисей
Моисей
Автор: Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони
Местонахождение: Церковь Святого Петра в оковах (Chiesa di San Pietro in Vincoli), Рим, Италия
Произведение: Скульптура Моисея
Жанр: Скульптура
Год создания: 1513 – 1515 гг.
Эпоха: Высокое Возрождение, библейский сюжет, раннее барокко

Описание произведения.

Скульптура ветхозаветного Пророка Моисея, освободившего свой народ от египетского рабства, создавалась Микеланджело в 1513 – 1515 годах для гробницы Папы Юлия II. Мраморная статуя высотой 2 метра 35 сантиметров занимает центральное место в скульптурной композиции усыпальницы в базилике Сан-Пьетро-ин-Винколи в Риме, слева и справа от неё расположены фигуры Лии и Рахили, которые сделали ученики мастера.

Историки искусства утверждают, что Микеланджело был очень доволен своим «Моисеем», статуя пророка была одной из любимых его работ. По завершении скульптуры, великий мастер якобы хлопнул Моисея по плечу и произнёс: «Но почему ты не говоришь?!».

Статуя передаёт величие, наполненность Божественным Духом, но и, одновременно, негодование и скорбь Пророка, вернувшегося с горы Синай, после получения Божественного Завета, и заставшего народ свой за поклонением золотому тельцу. Микеланджело выражает ярость Пророка через общее напряжение фигуры – поворот торса, постановка ног, вздувшиеся на мускулистых руках вены, и, конечно, через его говорящий взгляд. Не так однозначны и рожки на голове Пророка. Навряд ли это только ошибка перевода Ветхого Завета, где «лучи света» трансформировались в «рога». Возможно и они тоже – художественно выраженный признак ярости. Кажется, Моисей сейчас поднимется во весь рост и уничтожит несчастных богоотступников… Но он, понимая слабость природы человеческой, только разбивает Скрижали Завета.

Скульптура кажется живой – настолько точно, ёмко и тщательно передана каждая её деталь. Сидящий Моисей правой рукой опирается на каменные Скрижали, а другая рука прикасается к кончику длинной бороды, которая, по словам биографа Микеланджело, Вазари, кажется «сотворенной кистью художника, а не резцом скульптора» – настолько искусно передан каждый её локон. Фигура Пророка полна скрытой динамики, которую можно выявить, обходя статую – кажется, что она тоже начинает двигаться.

Безусловно «Моисей» Микеланджело – величайшее достижение гения, передавшего расцвет человеческой зрелости и духовной силы. Мастер смог показать ощущение скрытой мощи своего героя через намеренный отказ от подчёркнутой скульптурной объёмности, характерной для его раннего творчества.

История создания.

Церковь Святого Петра в оковах (Сан-Пьетро-ин-Винколи) была основана императрицей Евдоксией в V столетии для хранения христианской реликвии – вериг Святого Петра со времён заключения его в Иерусалиме. В шестнадцатом веке был возведен новый фасад и портик, прорезанный пятью арками, где с 1545 года был выставлен один из шедевров искусства эпохи Ренессанса – «Моисей» Микеланджело.

Статуя, созданная в 1515 году для гробницы Юлия II, была выполнена по заказу Папы еще при его жизни. Работа над монументом завершена уже после смерти Папы, который был похоронен в соборе Святого Петра в Ватикане. Из-за разногласий между Папой и Микеланджело, скульптура, предназначавшаяся для собора Святого Петра, была помещена здесь, в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи. Скульптор выполнил для усыпальницы ещё несколько фигур, в том числе «Восставшего раба» и «Умирающего раба», которые не вошли в окончательную версию из-за её изменившегося масштаба.

Примечательно, что рожки на голове Моисея являются следствием неправильного перевода книги «Исход», где говорится о двух лучах, исходящих от головы Пророка, спускающегося с горы Синай. Еврейское слово «karan», означающее «лучи», могло быть спутано с другим словом «keren» – «рога». Вот и получилось, что «…кололось рогами лицо его».

Отношение автора к вере.

Микеланджело был крещён на третий день после своего рождения в храме Сан Джованни ди Капрезе. Девять Римских Пап во времена творчества Микеланджело, а прожил он почти 90 лет и трудился до самой своей смерти, делали ему заказы для оформления храмов Ватикана и Рима. С некоторыми Папами его связывала личная дружба ещё со времён обучения в Академии Гуманизма при дворе Медичи – тогдашними философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Львом X и Климентом VII. Перед своей кончиной, Микеланджело в здравом уме и твёрдой памяти огласил завещание, в котором «пообещал Господу – душу, земле – тело, а родственникам – имущество». Душу – Господу. Это ли не лучшее доказательство веры человеческой?

Всю свою жизнь Микеланджело бежал от людей («всех люби, от всех беги»), хотя находился всегда среди них, своих последователей и преследователей. Рафаэль сказал про него – «одинок, как палач». Но «казнил» Микеланджело только самого себя. Он стремился к целям, превышающим стандарты современного ему искусства. Он не считал, что его произведения достойны таланта, дарованного Богом. Несмотря на выдающееся творческое наследие, он говорил, что «недостоин встречи с Раем». Как все великие, и это, безусловно, одно из главных достоинств человеческой натуры, таковым он сам себя не считал.

Биография.

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони – самый известный живописец Италии, непревзойдённый мастер архитектурных и скульптурных творений, мыслитель и поэт эпохи Высокого Возрождения. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве — свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография напечатана ещё при жизни.

Микеланджело родился 6 марта 1475 года в семье разорившегося дворянина, потомственного банкира, Лодовико Буонарроти Симони, в местечке Капрезе, возле провинции Ареццо в Тоскане. Микеланджело был вторым ребенком в большой семье. Мать, Франческа Нери дель Миниато Сиена, измученная частыми беременностями, умирает в 1481 году, когда Микеланджело исполняется шесть лет. В 1485 году многодетный отец женится во второй раз, на Лукреции Убальдини ди Гальяно, которая не могла иметь собственных детей, и воспитывала приемных мальчиков как своих. Однако, не справляясь с материальным обеспечением своего семейства, отец отдаёт Микеланджело на воспитание в приемную семью Тополино, глава которой работал каменотёсом, а его супруга раньше была кормилицей мальчика. Именно тогда будущий великий скульптор начал работать с глиной и впервые взял в руки резец.

Желающий дать наследнику образование, родной отец определил Микеланджело в учебное заведение Франческо Галатеа да Урбино во Флоренции. Однако учеником тот оказался не особенно прилежным, мальчику больше нравилось рисовать. В 1488 году юный живописец отправляется на учёбу в мастерскую Доменико Гирландайо, где познает основы техники рисования. За год обучения Микеланджело создаёт несколько карандашных копий известных картин и копию с гравюры немецкого живописца Мартина Шонгауэра «Мучения святого Антония». В 1489 году юношу зачисляют в художественную школу Бертольдо ди Джованни, организованную правителем Флоренции, Лоренцо Медичи Великолепным. Заметив гений Микеланджело, Медичи берёт его под свое покровительство, помогая развивать недюжинные художественные способности, и способствует получению дорогих заказов. В 1490 году Микеланджело продолжает своё обучение в Академии Гуманизма при дворе Медичи, где знакомится с философами Марсилио Фичино и Анджело Амброджини, будущими Папами Римскими. В Академии 17-летний Микеланджело создает мраморный рельеф «Мадонны у лестницы» (1492), мраморный рельеф «Битва кентавров» (1492) и скульптуру Бертольдо ди Джованни.

8 апреля 1492 года Лоренцо Медичи умирает, и Микеланджело принимает решение о возвращении в отчий дом. В 1493 году он, с разрешения настоятеля церкви Санта-Мария-дель-Санто-Спирито, изучает анатомию на трупах при церковной лечебнице. В благодарность за это, мастер изготавливает для священника деревянное Распятие, которое и сейчас находится в церкви.

В 1494 году Микеланджело покидает Флоренцию, не желая участвовать в восстании Савонаролы, и уезжает в Болонью, где берётся за выполнение заказа из трёх небольших фигур для гробницы Святого Доминика в одноименной церкви – «Ангел с канделябром» (1495), «Святой Петроний» (покровитель Болоньи, 1495), «Святой Прокл» (итальянский воин-святой, 1495). В Болонье мастер учится создавать трудные рельефы, наблюдая за действиями скульптора Якопо делла Кверча в базилике Сан-Петронио. Элементы этой работы будут воспроизведены Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.

В 1495 году двадцатилетний художник возвращается во Флоренцию и начинает работать на наследника Лоренцо – Пьерфранческо ди Лоренцо де Медичи, создав для него статуи «Иоанн Креститель» (1496) и «Спящий Купидон» (1496). Последнюю скульптуру Лоренцо Медичи попросил состарить, ему хотелось продать произведение искусства подороже. Кардинал Рафаэль Риарио, который приобрел подделку, обнаружил обман, однако, впечатлённый работой мастера, не стал предъявлять ему претензий, а наоборот, пригласил на работу в Рим.

В июне 1496 года Микеланджело приезжает в Рим, где в течение трёх лет создает свои шедевры – мраморные скульптуры бога вина Бахуса и Римской Пьеты. На протяжении последующих лет Микеланджело работал то в Риме, то во Флоренции, выполняя самые сложные заказы Римских пап. Гениальное творчество мастера проявлялось не только в скульптуре, но и в живописи, в архитектуре, в поэзии. К сожалению, не все его произведения дошли до нашего времени – одни были утеряны, другие уничтожены мастером намеренно. В 1518 году скульптор сжёг все наброски для росписи Сикстинской капеллы, а за два дня до смерти он приказал бросить в огонь и свои незаконченные рисунки, чтобы потомки не увидели его мучительных творческих исканий.

Личная жизнь Микеланджело неоднозначна, во многих поэтических произведениях маэстро звучит искреннее чувство к Томмазо деи Кавальери, а затем и Чеккино де Браччи. На закате своих лет мастер испытал прекрасное чувство к поэтессе Виттории Колонне, с которой был знаком почти полвека. Их переписка представляет собой эпистолярный памятник эпохи.

Жизнь великого Микеланджело закончилась 18 февраля 1564 года, в Риме. Он умер в присутствии врачей и друзей, успев продиктовать завещание. Для скульптора была построена гробница в одном из его архитектурных творений – базилике Святого Петра, но после смерти тело мастера поместили в базилику Санти-Апостоли, и Вазари, по указанию Козимо Медичи, ещё одного флорентийского властителя, тайно вывез усопшего из Рима под видом тюка с товарами. Флорентийцы встретили Микеланджело с почестями и похоронили в прекрасной гробнице в Санта-Кроче, церкви Святого Креста, в центре Флоренции.

Автор текста: Марина Румянцева.

Оставить комментарий