Моисей и Неопалимая Купина - Рафаэль Санти

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Моисей и Неопалимая Купина
Моисей и Неопалимая Купина
Автор: Рафаэль Санти
Местонахождение: Апостолический дворец, Ватикан, Рим
Произведение: Моисей и Неопалимая Купина
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XVI в., Высокое Возрождение, Чинквеченто
Дата создания: 1517 - 1519 гг.

Описание произведения

Восьмая секция в Лоджиях Рафаэля посвящена истории Моисея и бегству евреев из Египта. 3 глава книги Исход повествует о том, что Моисей много лет жил в пустынной местности, пася стада своего тестя Иофора, после чего в его жизни произошло важнейшее событие: призвание Богом на путь служения еврейскому народу.

Подойдя со стадом к священной горе Хорив, он узрел горящий, но несгорающий терновый куст – Неопалимую Купину. В пламени его явился Моисею Ангел Господень и говорил с ним: «И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). В Священном Писании Ангел Господень означает то же, что сам Бог. Создатель повелел Моисею вернуться к фараону и вывести свой народ из Египта в землю Ханаанскую.

На переднем плане слева художник написал ажурный зеленый куст - символ жизни в безводной пустыне. Из его центра вырываются огненно-красные извивающиеся языки пламени. Белобородый Господь, окружённый огнём, благословляет Моисея, преклонившего колено и закрывшего от ужаса лицо руками. Рядом с босоногим юношей лежит его пастушеский посох – отныне это символ принятого на себя пастырства, а вдалеке, за пригорком, пасутся белоснежные овцы, которых можно соотнести с нуждающимися в руководстве иудеями. Так юноша принимает на себя нелегкую миссию помочь своему народу вновь обрести родную землю.

Рафаэль рисует пейзаж в иллюстративной сказочной манере, светлыми и легкими красками. Живописная местность со светлыми городскими башнями вдалеке напоминает скорее плодородную Италию, чем безжизненную синайскую пустыню, но это говорит о том, что люди эпохи Ренессанса воспринимали Священную историю как нечто очень близкое и естественное, постоянно присутствующее в их повседневной жизни.

История создания

Лоджии Рафаэля представляют собой трехэтажную галерею с восточной стороны Апостольского дворца, рядом со Станцей Константина. Старое здание XIII в. при папе Юлии II в 1508 - 1514 гг. радикально перестроил Донато Браманте. После его смерти строительство продолжил Рафаэль, усовершенствовав пропорции Лоджий и их внутренний декор. 12 полуциркульных арок разделяют галерею длиной 65 м на 13 травей со сводчатыми потолками. Работы по росписи лоджий второго этажа продолжались в 1516 - 1519 гг. Одновременно была расписана ещё одна лоджия – на первом этаже, но фрески этого помещения не сохранились.

Фрески покрывают потолок, стены, пилястры и дуги арок. В центре каждой потолочной ниши помещён папский герб, вокруг него – по 4 библейских сюжета, вписанных в продолговатые шестиугольники. Их отделяют друг от друга античные орнаменты: гротески, белые стуковые рельефы, а на парусах в углах сводов - росписи в виде гобеленов и перспективных фрагментов архитектуры на фоне лазурного неба. Рафаэлю удалось достигнуть поразительного единства между языческим декором и христианскими темами. 12 потолочных секций представляют истории Ветхого Завета, а последняя – события Нового. Художник проводит зрителя сквозь всю историю от сотворения мира до прихода Спасителя. Позже эти фрески назвали Библией Рафаэля. Собственноручно Рафаэль сделал только предварительные схемы. Росписи, как и эскизы для них, исполнены его учениками. Дж. Романо писал фигуративные сцены, Дж. да Удине – орнаменты и фруктовые гирлянды. Позже присоединились Перин дель Вага и Полидоро да Караваджо. Были и другие помощники.

В конце XVIII в. российская императрица Екатерина II отрядила выпускников Академии художеств для снятия с ватиканских фресок полноценных копий. Архитектор Дж. Кваренги пристроил к Эрмитажу крытую галерею, разместив в ней привезенные работы. Лоджии Эрмитажа почти идентичны ватиканским, только гербы папы были заменены на геральдику императрицы, на стены добавлены зеркала, а пол выложен паркетом. В XIX в. Ватиканские Лоджии так же остеклили, чтобы защитить бесценные фрески от превратностей римского климата, но за прошедшие три века они успели настолько поблёкнуть и осыпаться, что петербургская копия Библии Рафаэля выглядит сейчас намного ярче и роскошнее своего оригинала.

Отношение автора к вере

В детстве Рафаэль, несомненно, получил религиозное воспитание (после смерти родителей его взял к себе дядя-священник), но, глядя на множество его алтарных полотен, ощущаешь, что написать их так лирично и вдохновенно мог лишь гений с поистине ангельской душой. Женские персонажи мастера обладают особой материнской прелестью. Видимо, ранняя смерть матери оставила глубокий след в душе мальчика, побуждая его бесконечно обращаться к образу Приснодевы для восполнения этой потери. Почти все его композиции обладают особой поэтической гармонией, заставляя нас поверить, что и в земном мире разлито божественное совершенство, надо лишь уметь его почувствовать.

На протяжении многих веков имя Рафаэля употребляли не иначе, как с эпитетом «божественный». Всё его творчество пронизывает тема любви к ближнему вопреки несправедливости и повсеместно творимому злу. Его искусство, словно зеркало, отразило прекрасное, возведенное в абсолют, когда идеальная красота полностью раскрывается в реальном. Оно демонстрирует воплощение божественного в природном и вечного в преходящем.

Биография

Рафаэль Санти родился в 1483 г. в центральной Италии в семье придворного художника герцога Урбино. Очевидно, что первые уроки живописи он получил от отца. Мальчик рано остался сиротой, но уже в 1500 г. документы упоминают о нём как о мастере. Личность его учителя спорна, хотя многие искусствоведы здесь называют имя П. Перуджино. Также в работах заметно влияние других представителей умбрийской школы - Синьорелли и Пинтуриккьо. Творческая карьера Рафаэля началась без затруднений: он легко усваивал, что делали другие, с целью их превзойти, и это ему прекрасно удавалось.

С 1504 г. художник работает во Флоренции, а с 1508 г. – в Риме (по приглашению папы Юлия II). Он пишет большие алтарные полотна и камерные образы Мадонны, грандиозные фрески в Ватиканском дворце и частные портреты, причем его неизменно предпочитают Леонардо и Микеланджело. Поначалу крупные заказы мастер исполнял самостоятельно, но со временем стал пользоваться немалым штатом помощников. Все без исключения отмечали его работоспособность, скромность и прекрасный характер.

В 1514 г. Рафаэля назначают главным архитектором собора св. Петра, а в 1515 г. – «комиссаром древностей», ведающим охраной античных памятников.

Художник не успел обзавестись семьей и умер в 37 лет от лихорадки. С великими почестями его похоронили в римском Пантеоне.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий