Моисей и медный змий - Антонис ван Дейк

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Моисей и медный змий
Моисей и медный змий
Автор: Антонис ван Дейк
Местонахождение: Национальный музей Прадо, Мадрид
Произведение: Моисей и медный змий
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Барокко
Дата создания: 1620 г.

Описание произведения

Сюжет картины «Медный змий» основан на истории, описанной в Ветхом Завете, в Книге Чисел. После долгих лет скитаний по безводной каменистой пустыне, через которую Моисей вёл народ иудейский от египетского плена, люди стали роптать, поскольку у них появились сомнения в способности пророка вывести их. И тогда настигла людей кара Господня — дождь из ядовитых змей. Раскаявшись, они стали молить о прощении, и тогда Моисей выставил медного змия, как велел ему Господь, чтобы те, кто посмотрит на него с истинной верой, остались живы, исцелившись от змеиных укусов: «И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8).

Смысловым центром композиции является древко сломленного сухого ствола. Его ветви, на которых помещен медный змей, своим расположением напоминают перекладины креста. В левой части картины изображены пророк Моисей, стоящий спиной к зрителю, и его брат Аарон. Справа представлены люди, страдающих от страшного ядовитого дождя. Несчастные подались вперед, кто-то устремил полный надежды взгляд на медного змея, кто-то с мольбой воздевает руки. У переднего края картины мы видим тело обнаженного мужчины, чей торс обвит огромным змеем. Мужчина упал ниц, взывая к Богу о помощи. Драматизм происходящему на полотне событию придают тревожные грозовые тучи, сгустившиеся над головами страдальцев.

История создания

Картина "Моисей и медный змей" была написана в 1620-м году. Это время завершения ученичества ван Дейка в мастерской Рубенса. Среди соучеников ходило мнение, что Антонис не только не уступает учителю, но и в чем-то превосходит его.

Тяготеющий к портретной живописи, ван Дейк почти не уделяет внимания пейзажу или другим атрибутам, главное для него мастера- это человеческая индивидуальность, разнообразие эмоций и глубина чувств.

Являясь искренне верующим человеком, ван Дейк точен в богословской трактовке текста Священного Писания. Ветхозаветный эпизод с вознесением медного змея Моисеем понимается как прообраз распятия Сына Человеческого: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:13-15). Живописными приемами художнику удалось передать духовно-пророческий смысл события.

Отношение автора к вере

Антонис ван Дейк родился в набожной купеческой семье. Мальчик был крещён 23 марта 1599 года. У Антониса было одиннадцать братьев и сестер, которые обучались языкам, истории и теологии. Некоторые из детей продолжили дело отца, но один из братьев стал священником, а несколько сестёр избрали монашеский путь.
Талант Антониса проявился рано, в четырнадцать лет он написал автопортрет, в настоящее время хранящийся в Академии изобразительных искусств в Вене. В лице подростка, изображенного на нём виден ум и по юному дерзкий вызов, говорящий о том, что Антонис осознает ответственность за данный Богом талант: "И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут" (Лк.12:48).
Своим призванием ван Дейк считал портретную живопись. Интересуясь людьми, их внутренним миром, Антонис умел показать изящность и глубину, героизм и возвышенность личности модели.

По отзывам современников Ван Дейк был набожен и даже вступил во Фландрии в иезуитское «Братство холостяков», однако позже женился на королевской фрейлине Мэри Рутвен.

Биография

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в Антверпене в семье богатого торговца тканями Франса ван Дейка и Марии Конинкс. В десятилетнем возрасте он поступил в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена, писавшего картины на мифологические сюжеты.

С 1615 года у ван Дейка уже имелась собственная мастерская, в которой он вместе с рядом молодых художников создал серию "Головы апостолов". К ранним его работам относится Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств). В 1618—1620 годах ван Дейк написал цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов.

В феврале 1618 года художник был принят мастером в Антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки. Уже имея собственную мастерскую, мастер начал сотрудничать с Рубенсом, работая с 1618 по 1620 годы в качестве помощника в его мастерской. Рубенс называл девятнадцатилетнего ван Дейка «лучшим из своих учеников».
У Антониса рано проявился талант портретной живописи и создания произведений на религиозные и мифологические сюжеты. Ван Дейк пишет множество полотен на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: «Коронование терновым венцом» (1621); «Поцелуй Иуды» (ок. 1618—1620); «Св. Мартин и нищие» (1620—1621) и т. д.
В конце 1620 — начале 1621 года художник некоторое время жил в Италии, в Генуе, где его творчество испытало влияние живописи Тициана. Ван Дейка приглашали для написания портретов при дворе английского короля Якова I в Лондоне. В 1621—1627 годах живописец жил и работал в Германии. В 1627 году он вернулся в Антверпен и стал придворным художником Изабеллы Клары Евгении. С 1632 года снова жил в Лондоне, работая придворным художником Карла I. В 1632 году король посвятил ван Дейка в рыцари, а в 1633 году пожаловал ему статус королевского художника. В Англии в 1639 году ван Дейк женился на дочери лорда Рутвена Мэри Рутвен.
Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на европейское и особенно английское искусство. Ван Дейк признается лучшим и самым известным из учеников Рубенса, сумевшим соединить экспрессию стиля барокко, достижения фламандской школы живописи и артистизм Рубенса с собственной изящной и тонкой техникой письма. Художник написал более полутора тысяч картин, не считая гравюр и рисунков.
Ван Дейк скончался 9 декабря 1641 года в Лондоне и был погребён в Соборе святого Павла в Лондоне.

Автор текста: Ольга Северинова.

Оставить комментарий