Ошибка в тексте ?
Выделите ее мышкой и нажмите
..."Но Давида полюбила... дочь Саула,
Мелхола. Саул думал: отдам её за
него, и она будет ему сетью"...
Первая книга Царств.
«Мелхола».
И отрок играет безумцу царю,
И ночь беспощадную рушит,
И властно победную кличет зарю,
И призраки ужаса душит.
И царь благосклонно ему говорит:
«Огонь в тебе, юноша, дивный горит,
И я за такое лекарство
Отдам тебе дочку и царство».
А царская дочка глядит на певца,
Ей песен не нужно, не нужно венца,
В душе её скорбь и обида,
Но хочет Мелхола- Давида.
Бледнее, чем мёртвая, рот... её сжат.
В зелёных глазах исступленье.
Сияют одежды, и стройно звенят
Запястья при каждом движенье.
Как тайна, как сон, как праматерь Лилит!
Не волей своею она говорит:
«Наверно, с отравой мне дали питьё,
И мой помрачается дух.
Бесстыдство моё- униженье моё,
Бродяга! разбойник! пастух!
Зачем же никто из придворных вельмож,
Увы, на него непохож!..
А солнца лучи... а звёзды в ночи...
А эта холодная дрожь...»
Описание произведения.
Стихотворение «Мелхола» является своеобразной попыткой создания духовного портрета библейской героини.
В «Мелхоле» стыкуются события из разных периодов жизни её героев, причём Ахматовой эта стыковка удалась не сразу. Канонический текст «Мелхолы», от замысла до окончательного результата, отделён чуть ли не сорока годами: Ахматова пыталась нащупать некий главный момент, где сошлись бы в одной точке прошлое, настоящее и будущее героини. Но, в конце концов, эта точка нашлась: «Не волей своею она говорит: / Наверно, с отравой мне дали питьё,/ И мой помрачается дух./ Бесстыдство моё! Униженье моё! / Бродяга! Разбойник! Пастух!». Похоже, что безумие отца, замирённое игрой Давида, перешло на дочь. Желания её двойственны: она одержима любовной страстью к Давиду и, вместе с тем, эта страсть силою царской гордости кажется ей низменной. Дух её помрачается, она лишается воли: «ахматовская героиня сопротивляется этой власти, ибо не хочет быть отчуждена от собственной сущности» (В.В. Мусатов). Голос гордыни звучит в ней и будет звучать на протяжении всего замужества. Это тот дух, который рушит её семейную жизнь. При возвращении Давида из похода с отвоёванным Ковчегом завета, когда он будет плясать и петь среди народа,—высказанная ею досада уже окончательно отвратит от неё мужа. Мысль о неравенстве затмит даже радость семейной жизни с Давидом — она будет бояться родить от бывшего пастуха. Мелхола так и останется бездетной. Это последнее, что сказано о ней в Библии.
Если царь и его дочь больны «помрачением духа», то псалмопевец и сочинитель Давид не только душевно здоров, но и наделён даром изгонять духи зла: «И отрок играет безумцу царю, / И ночь беспощадную рушит, / И громко победную кличет зарю, / И призраки ужаса душит». Если бы Мелхола доверилась Давиду, её страхи, обида и скорбь были бы исцелены. Но, она теряет волю в страстном помрачении и разрушает и жизнь, и любовь, и судьбу. — Бог, между тем, возвышает Давида и делает царём того, кто может пением и стихотворством (псалмами) исцелять духовные недуги.
История создания.
Стихотворение «Мелхола», вместе с «Лотовой женой» и «Рахилью», входит в маленький цикл, впервые опубликованный в книге «Бег времени» и названный Ахматовой «Библейские стихи». Поэт пытается использовать библейские сюжеты для проговаривания каких-то потаённо-личных вещей. В «Мелхоле» внятно просматривается автобиографическая подоплёка. Это в особенности касается первого варианта стихотворения, дошедшего до нас во фрагментах: «… Тебя я спасла, мой любимый, беги…/ А в дверь уже громко стучали враги…» — Судя по этим строкам, Ахматова вначале хотела развернуть в отдельный сюжет эпизод со спасением Мелхолой Давида, когда впавший в безумие Саул замышлял его убить. —В этом варианте текста читаются личные обстоятельства поэта: арест сына и мужа, Н. Пунина. Но Ахматова передумала: слишком локальной показалась ей тема. Дальнейшие этапы работы над «Мелхолой» нам не известны. И только в 1961 г. появляется краткая запись в её дневнике: «…Мелхола ещё не поддается, т.е. мерещится что-то второстепенное. Но я её все-таки одолею».
В окончательном варианте «Мелхолы» Ахматова сводит два разных по времени эпизода, чтобы стали явны противоположные реакции отца и дочери на давидову игру на арфе: для одного это лекарство от безумия, для другой — причина безумия, одержимости одновременно и гордыней, и любовной страстью, противиться которым у Мелхолы нет сил. Возможно, здесь идёт речь об очень личных мотивах, которые преодолевала в себе и сама Анна Андреевна: «Стихи должны быть бесстыдными», — говорила она.
Отношение автора к вере.
Ахматова принадлежала к верующей православной семье и от этой веры никогда не отрекалась — ни в годы богемной юности, ни при гонениях на православие советской власти, ни, тем более, на склоне лет. Она старалась соблюдать церковный устав, часто, в отличие от многих своих ровесников- интеллигентов, посещала церковь. Безропотно принимала посылаемые Богом испытания, при любых обстоятельствах подчёркивала своё православие.
Христианское осознание русской жизни начинается у Ахматовой в середине десятых годов: «Много нас таких бездомных,/ Сила наша в том,/ Что для нас, слепых и тёмных,/ Светел Божий дом./ И для нас, склоненных долу,/ Алтари горят,/ Наши к Божьему престолу / Голоса летят» (1915 г. «Будем жить, не зная лиха»).
К двадцатым годам относятся попытки Ахматовой осмыслить беды, посланные Богом на Россию. — Сдвигая временные пласты, она прибегает к помощи церковной историографии, опираясь на личности святых: «И, крылом задетый ангельским,/ Колокол заговорил,/ Не набатным, грозным голосом,/ А прощаясь навсегда./ И выходят из обители,/ Ризы древние отдав,/ Чудотворцы и святители,/ Опираясь на клюки» («Причитание», 1922 г.).
Нищета Ахматовой общеизвестна; менее известно свойство делиться последней коркой хлеба — в буквальном смысле слова, о чём упоминают друзья поэта. О том же, как о евангельском принципе, читаем в стихах 1921 г.: «У своего ребёнка хлеб возьми,/ Чтобы отдать его чужому./ И будь слугой смиреннейшим того,/ Кто был твоим кромешным супостатом,/ И назови лесного зверя братом,/ И не проси у Бога ничего».
Поэзию Ахматова воспринимала как Божий дар. Углубляющаяся с годами её религиозность проистекала от осознания своей миссии поэта, сходной со званием ветхозаветного пророка. Выразительница уходящей эпохи, Ахматова глубоко осмыслила и развила свою религиозность. Она стала для своих современников своеобразным связующим звеном не только между двумя эпохами, но и двумя различными религиозными сознаниями двух отъединённых друг от друга церквей — собственно русской, так называемой советской, выражающей дух нового русского верования, и зарубежной, ставшей неким консервантом верований дореволюционных. Не отторгая второе, Ахматова, в условиях советской действительности, стала наглядным свидетельством первого.
Биография.
Анна Андреевна Горенко (псевдоним Ахматова) родилась в 1889 г. на ст. Большой Фонтан под Одессой. Через год семья переехала в Царское Село, где Анна училась в Мариинской гимназии. В 1905 г. после развода родителей Ахматова с матерью переехала в Евпаторию. В 1906 — 1907 гг. в Киеве она заканчивает Фундуклеевскую гимназию, а в 1908-1910 гг. — становится слушательница юридического отделения Киевских высших женских курсов.
25 апреля 1910 г. венчается с Н.С. Гумилевым, с которым познакомилась в 1903 г. в сельской церкви недалеко от Киева. В 1910-1916 гг. живет в Царском Селе, снова учится на Высших историко-литературных курсах.
В 1911 г. начала печататься в петербургских журналах, в том числе и в журнале «Аполлон».
В 1912 г. вышел первый сборник стихов «Вечер» с предисловием М.Кузмина. Дальше последовали «Чётки» (1914), после которых к Ахматовой пришла слава, «Белая стая» (1917 г.), «Подорожник» (1921 г.) и «Anno Domini MCMXXI» (1921 г.), писанные в интонации суровой простоты.
В 1926 г. должно было выйти двухтомное собрание её стихотворений, однако издание не состоялось. С этих пор Ахматова не печатается и мало пишет, но среди написанного тогда – трагичнейший «Реквием», проникнутый христианским духом и описывающий гибель мужа, арест сына, собственную причастность к переживающему сходные испытания русскому народу. Теми же чертами отмечены стихотворения, написанные во время Великой Отечественной войны, накануне которой ей удалось выпустить в свет небольшой сборник «Из шести книг».
Затем – опять провал, вызванный печально известным постановлением правительства о журнале « Звезда» 1946 г., после которого Ахматову снова отлучают от литературы. В эти годы она пишет свое итоговое произведение — отчасти автобиографическую, пронизанную не всегда понятными ассоциациями «Поэму без героя» (1940 – 65 гг.). И, наконец, две последние книги — «Стихотворения» (1961 г.) и «Бег времени» (1966 г.).
Ахматова скончалась на первой седмице Великого Поста, 10 марта 1961 г. После отпевания в Никольском Морском соборе, прах её был погребен на кладбище в поселке Комарово под Ленинградом.
Автор текста: Виталий Яровой.