Мелхиседек - Панселин Мануил

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мелхиседек
Мелхиседек
Иконописная школа/ автор: Панселин Мануил
Местонахождение: Успенский собор Протата, Карее, Афон
Название иконы: Мелхиседек
Жанр: Икона
Эпоха/течение: Македонская школа
Время создания: 1310 г.
Эпизод в Библии:

Описание иконы

Мелхиседе́к - царь Салимский и священник Бога Всевышнего, живший во времена патриарха Авраама.
Мастер разместил фигуру Мелхиседека на тёмном фоне. Вокруг головы святого сияет золотой нимб, с двух сторон которого можно прочитать надпись греческими буквами, содержащую имя святого. Следуя библейскому повествованию, иконописец облачил Мелхиседека в царские и священнические одежды. В руках святой держит корзину с тремя хлебами.
Панселин, оживляя иконографическую композицию, с уважением относился к древней византийской традиции, оберегая заключенную в ней религиозную мысль и сохраняя величественную красоту лика святого.

История образа

В жизни праотца Авраама был эпизод, когда ему пришлось вступить в военный конфликт, чтобы освободить из плена своего племянника Лота и его семью. Библия, после его победы над четырьмя царями говорит, что: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего». (Быт. 14:18–20).

Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». В святоотеческом толковании Мелхиседек прообраз Христа - Царя правды и мира, примирившего небесное и земное. Об этом пишет в Послании к Евреям апостол Павел: "Мелхиседек <...> – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда". (Евр. 7:1–3).

Отношение автора к вере

Известно, что Мануил Панселин был монахом святой горы Афон и нёс послушание иконописца. Отрекшись навсегда от всего мирского, художник своим талантом прославлял Господа и Создателя.
Талант Мануила был наделён мощной творческой силой, реализовавшейся в усовершенствовании иконописного мастерства в рамках сложившихся традиций. Его работы считались превосходнейшими, новые мастера учились в подражании им. Феофан Грек, был земляком Панселина, знакомым с его работами. В своё время в артель Феофана Грека входил Андрей Рублёв, считается, что писать Иуду Искариота с себя он перенял от фресок Мануила Панселина, который по смирению придал свой облик предателю на фресках "Тайная вечеря" и "Поцелуй Иуды".
Такие личности значимы ещё и тем, что задают высокую планку, совершенный эталон настоящего иконописца - смиренного, самоотверженного монаха, не тлеющего, но горящего на своём послушании. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф.5:16).

Биография

Ману́ил Пансе́лин, считающийся одним из ведущих иконописцев македонской школы, жил в конце XIII — начале XIV века.
Сведения о жизни Мануила крайне скудны. Позднейшие источники сообщают, что «он, как лучезарное солнце, воссиял в Солуни и, блистая лучами живописного искусства, как некое солнце и светозарная луна, превзошел и затмил всех древних и новых живописцев». В его работах отмечают совершенство иконописной техники, красоту пропорций и передачу характеров изображённых фигур. После его смерти афонские монахи разыскивали работы Мануила и подражали им, считая созданные им произведения образцом недосягаемого совершенства. Панселину принадлежат росписи: 1310 год — Успенский собор Протата в Карее (Афон); 1313 год — афонский монастырь Ватопед. Также, по мнению Дионисия Форнаса, Мануил Панселин выполнил фрески в главных церквях монастырей Пантократор и Великая Лавра, а также иконы и другие изображения в монастырях горы Афон. Кроме того, современные исследователи выявили поразительное сходство протатских фресок с росписями Базилики Святого Димитрия в Салониках.
Предание ставит Панселина во главе нового художественного движения на Афоне. Панселин стремился внести элемент красоты, но сумел соблюсти в этом отношении должную меру: водворяя в искусстве красоту, он остается консерватором в типах и сюжетах. Искусство Панселина не смущает людей оригинальностью своего замысла: в нем все так же просто, ясно и определенно, как и было прежде, в то же время — красиво и величественно.

Школа Панселина, усвоив его направление, широко распространила настенную живопись на Афоне. Ей принадлежат все главнейшие живописи Афонских монастырских храмов. Но, по мнению Н. В. Покровского, она не удержалась на высоте своего учителя и, увлеченная итальянской живописью того времени, удалилась от преданий византийских и пошла по пути подражанию Западу.

Автор текста: Ольга Северинова

Оставить комментарий