Мадонна с чижом - Дюрер Альбрехт

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна с чижом
Мадонна с чижом
Автор: Дюрер Альбрехт
Местонахождение: Берлинская картинная галерея, Берлин
Произведение: Мадонна с чижом
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Северное Возрождение
Дата создания: 1506 г.
Эпизод в Библии:

Описание произведения.

На протяжении жизни Альбрехт Дюрер неоднократно обращался к изображению Богородицы с младенцем. В общей сложности на эту тему сохранилось четырнадцать резцовых гравюр, пять ксилографий, около двадцати картин и более семидесяти рисунков.

В центре произведения мы видим Деву Марию, которая восседает на троне, покрытом драпировкой богатого красного цвета. В данном случае художник использует прием деления заднего плана картины на две визуальные части цветом, который был популярен в итальянской живописи и у мастеров фламандской школы. Два летящих херувима, которые поддерживают венок из листьев и цветов над головой Марии, напоминают херувимов с короной «Праздника венков из роз». Правой рукой Мария опирается на Священное писание. Этот символический жест утверждает то, что Пречистая Дева является вместилищем мудрости, так как из её чрева в мир пришёл сам Господь.

На коленях Богородицы изображён младенец Иисус, на руке которого сидит чижик как предзнаменование будущих страстей Спасителя. Внизу справа мы видим ангела и младенца святого Иоанна, которого легко узнавать по одежде отшельника. Иоанн креститель подает Мадонне несколько ландышей: этот цветок символизирует конец зимы и победу над смертью. Также из-за формы цветка его прозвали «лестницей в рай». Ангел поддерживает атрибут Иоанна Крестителя — крест из двух тростинок.

Пейзаж выполнен с чёткой графичностью, как было принято в немецкой живописи.

История создания.

Картина создана в период пребывания Дюрера в Италии, в ней чувствуется сильное влияние венецианской школы, и присутствуют нехарактерные для германской живописи того периода моменты. Она перекликается по стилю и по композиции с другой работой кисти мастера, «Праздником венков из роз», которую Дюрер писал в то время для общины немецких купцов. «Мадонна с чижиком» особенно близко повторяет её центральную часть.

Вероятно, предназначалось произведение в подарок Джованни Беллини или было создано по его просьбе. Сегодня – часть коллекции Берлинской картинной галереи, Германия.

Отношение автора к вере.

С юных лет Альбрехт Дюрер предавался глубоким рассуждениям на тему вопросов бытия и своего предназначения. Многочисленные автопортреты художника свидетельствуют о его стремлении заглянуть вглубь своей природы и воспитать свою личность соразмерно таланту, который был дарован ему Богом. На одном из ранних автопортретов, который был создан в тринадцатилетнем возрасте, мастер предстает задумчивым юношей, тонко и глубоко чувствующим. Позднее поиски самоопределения живописца особенно ярко проявляются в мысли о том, что художник является творцом, подобно Богу. Альбрехт Дюрер вел нравственную жизнь глубоко верующего христианина. Один из современников так писал о художнике: «За всю жизнь не известно ни одного поступка, который бы заслужил порицания или хотя бы снисхождения. Он был безупречен вполне».

При этом художник жил в сложную эпоху Реформации, когда каждому человеку предстояло сделать выбор - поддерживать революционные изменения религиозных уставов или отстаивать непреложные основы христианской веры. Изначально, прельстившись новыми идеями, живописец примкнул к лютеровскому движению, но впоследствии разочаровался в Реформации. В итоге евангельская тема становится лейтмотивом творчества Дюрера, бывшего духовно очень чутким человеком. В конце своего творчества художник сделал надпись на одной из картин, ставшей своеобразным завещанием будущим поколениям: «Все мирские правители в эти опасные времена пусть остерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Сказанное было особенно важно в ту эпоху, когда Нюрнберг официально принял Реформацию. Тогда люди самых разных направлений новой веры стали проповедовать свои учения. Живописец призывал современников и потомков к внутренней стойкости в борьбе с лжепророками, которые ставили под угрозу весь строй духовной и материальной культуры. Твердой основой и истинной жизненной опорой человечества Альбрехт Дюрер считал библейское слово, не искаженное домыслами современности.

Биография.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 г. в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма. Его художественное дарование, деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, сыгравших наиболее важную роль в его жизни: отца, венгерского ювелира; крестного Кобергера, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом; и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера - выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника с новыми ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров.

Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской у художника Михаэля Вольгемута. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. В 1494 году, после посещения Страсбурга, Дюрер вернулся на родину, но вскоре отправился в Венецию. По дороге мастер выполнил несколько замечательных акварельных пейзажей, которые являются одними из первых произведений этого жанра в западноевропейском искусстве.

Вернувшись в Нюрнберг в 1495 году, художник открыл собственную мастерскую и стал делать рисунки, по которым его ученики изготавливали ксилографии. Печатая значительное количество оттисков, Дюрер с 1497 года начал прибегать к услугам агентов, продававших его гравюры по всей Европе. Таким образом, он стал не только художником, но и издателем; его славу упрочило издание в 1498 году серии гравюр на дереве «Апокалипсис».

В 1506 году, возможно, спасаясь от чумы, Дюрер снова приехал в Венецию. Здесь он создает выдающиеся полотна «Христос среди учителей» и «Праздник четок». Вернувшись в Нюрнберг, Дюрер продолжал заниматься гравюрой, однако среди его произведений 1507-1511 годов более важное место занимают картины. По всей видимости, художника не привлекал получивший широкое распространение в эти годы прием сфумато, и он продолжал писать в жестком линеарном стиле. Известный диптих «Адам и Ева» (1507 г.) был создан именно в это период.

Годы 1511-1514 были посвящены преимущественно гравюре. Дюрер выпустил второе издание «Апокалипсиса», цикл из двадцати гравюр на дереве «Жизнь Марии», двенадцать гравюр серии «Большие Страсти» и тридцать семь гравюр на тот же сюжет – «Малые Страсти». В этот период его стиль становится более уверенным, контрасты света и тени сильнее. В 1513-1514 годах художник создал три самых знаменитых своих листа: «Рыцарь, смерть и дьявол»; «Св. Иероним в келье» и «Меланхолия I».

В 1514 году Дюрер стал придворным художником императора Максимилиана I. Дюрер продолжал писать и картины, создав замечательный «Портрет императора Максимилиана» и образ «Богоматерь с Младенцем и св. Анной» (1519-1520 гг.).

В конце своей жизни Дюрер приступил к теоретическому осмыслению своих наблюдений и написал трактаты о пропорциях человеческого тела и о перспективе - проблемах, занимавших его еще со времен первой поездки в Италию. Художник ушел из жизни в Нюрнберге 6 апреля 1528 года.

Автор текста: Миненко Евгения Владимировна.















Оставить комментарий