Мадонна дель Магнификат - Боттичелли Сандро

Preloader

Ошибка в тексте ?

Выделите ее мышкой и нажмите

Ctrl + Enter
Мадонна дель Магнификат
Мадонна дель Магнификат
Автор: Боттичелли Сандро
Местонахождение: Галерея Уффици, Флоренция
Произведение: Мадонна дель Магнификат
Жанр: Художественное
Эпоха/течение: Итальянское Возрождение XV века, Кватроченто
Дата создания: 1483 – 1485 гг.
Эпизод в Библии:

Описание произведения

В период Высокого и отчасти Позднего Возрождения в живописи имеет место процесс отвлечения от сюжетного повествования, иллюстрирующего некий текст, и обращения к образам синтетическим, созерцательным, рассчитанным на восприятие некой большой темы. Таковыми являются композиции Мадонны с Младенцем и Святого семейства, исходящие из иконографической истории детства Христа. В течение своего первого творческого периода С. Боттичелли создал множество живописных вариантов Мадонны с Младенцем, часто воплощая их в форме тондо. «Мадонна Магнификат» - наиболее известная из них. Кантика Магнификата имеет источником своего происхождения слова Богородицы, сказанные в Евангелии от Луки. Священный текст повествует, что во время Визитации в ответ на приветствие Марии беременная Елизавета исполнилась Святого Духа и воскликнула: «…благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк.1:42-43). На что Мария ответила буквально словами Магнификата.

Тондо изображает Деву Марию на троне, коронованную ангелами. Её текучие светлые волосы покрыты прозрачной вуалью, а полосатый шарф в византийском стиле обёрнут вокруг плеч. Богоматерь обмакивает перо в чернильницу, чтобы вписать в книгу слова величального гимна Магнификат. Сидящий у неё на коленях Младенец как бы водит её рукой, мягко поглядывая на Мать. Левой рукой и Мария, и Иисус держат раскрытый плод граната, имеющий множество символических значений, одно из которых ассоциируется с жертвенной кровью, пролитой Христом во спасение человечества. Слева трое юных, бескрылых ангелов, объединённых страницами книги, ведут между собой безмолвную интимную беседу. Художник помещает фигуры на фоне ясного пейзажа с извилистой рекой и дальними холмами, но круглая многослойная рамка внутреннего окна отделяет события, происходящие на Небесах от земного ландшафта.

Современники-флорентийцы ценили в картинах уравновешенность, устойчивость и телесность фигур, определённость поз и свободу движений, а у Боттичелли здесь всё колеблется и кружится, ускользая от пристального взгляда. «Дугообразные контуры, подхватывая абрис тондо, вовлекают зрителя в круговое движение. Картина похожа на отражение в выпуклом зеркале, на краю которого солнечным бликом сияет ореол Святого Духа». Лицо Мадонны напоминает лицо Венеры из другой известной картины Боттичелли: те же тонкие черты, маленький пухлый рот, роскошные золотые волосы. Богородица представлена здесь не как любящая мать, а в первую очередь как владычица, царица небесная, какой она обычно появлялась на средневековых иконах. Художник делает акцент не на передаче внутренних чувств, а на внешней парадности. Ощущение праздничности достигается за счёт цвета, нарядности фигур и деталей. Звонко и радостно сочетаются локальные тона синего, красного, белого и золотого. Большая картина написана с тонкостью миниатюры. Из золотых нитей соткана корона, бахрома вуали, рассыпающаяся в воздухе язычками огня. Золотое шитье одежд заставляет вспомнить о том, что в юности мастер учился на ювелира.

История создания

Боттичелли плодотворно работал во всех жанрах религиозной живописи, которые можно увидеть в церквах и монастырях, общественных зданиях и частных домах. Однако, история создания этого тондо не известна за исключением того, что Галерея Уффици приобрела его в 1784 г. из некой частной коллекции. Во времена Ренессанса круглые композиции были предметом светских заказов, особенно по случаю свадьбы или рождения ребёнка. Действительно, к «Мадонне дель Магнификат» трудно отнестись как к предмету религиозного культа. Такая вещь воспринималась в первую очередь как изысканное украшение интерьера.

Отношение автора к вере

Будущий художник воспитывался в патриархальной, глубоко религиозной семье, однако в натуре и творчестве Сандро Боттичелли сложился своеобразный синтез античной традиции и средневекового мистицизма, идеалов готики и Возрождения. Его характеру была свойственна двойственность сомнения и мятежного духа. Под влиянием настроений своего учителя Филиппо Липпи молодой мастер, подобно Рафаэлю, увлёкся образом Мадонны, создав целую сюиту одухотворённых и выразительных картин, наделённых утончённой прелестью и тонким лиризмом. Позже, войдя в круг философов-неоплатоников, живописец вдохновенно выразил себя в серии сложных аллегорических работ, проникнутых духом возрождённой античности и гуманизма. Однако, присмотревшись к любой его картине, становится понятно, что автора не занимает ни реальная натура, ни тема, ни идея. Для него важно не то, что происходит на полотне, а то, что происходит исключительно в нём самом. Каждое его произведение имеет скрытое, глубоко личное эмоциональное звучание.

В 1490-е гг. Боттичелли увлекается религиозными идеями доминиканского проповедника Дж. Савонаролы, обличавшего порядки современной Церкви и призывавшего к покаянию. Он становится его горячим последователем. Известно, что несколько своих картин, посвящённых богам и героям античности, художник собственноручно сжёг на одном из так называемых «костров тщеславия» во Флоренции на площади Синьории. На какое-то время он даже бросил живопись и, как пишет Дж. Вазари, «впал в величайшее разорение». Под влиянием яростных обличений этого монаха тональность поздних работ Боттичелли становится особенно мрачной и трагической, приобретая черты аскетичности и художественного архаизма.

Биография

Алессандро ди Мариано Филипепи, известный впоследствии как Сандро Боттичелли, родился в 1445 г. во Флоренции в семье кожевника. В 1458 г. отец отдал его подмастерьем в ювелирную мастерскую своего старшего сына Антонио. Сандротам пробыл недолго и в 1464 г. по рекомендации главы фамилии Веспуччи поступил в ученики к одному из самых известных тогда флорентийских художников фра Филиппо Липпи, а в 1467 г. перешёл в «академию» А. Верроккьо, где обучался одновременно с великим Леонардо да Винчи.

В 1469 г. Боттичелли открыл собственную живописную мастерскую, а уже в 1470 г. получил первый большой заказ от торговой гильдии на выполнение панно Аллегория Силы для залы суда. Многочисленные образы Мадонн, которые пишет художник в эти годы, ещё демонстрируют близость к работам его учителя Липпи, но постепенно Боттичелли вырабатывает собственный стиль, полный поэзии и лиризма, делающий акцент на прихотливой и экспрессивной «готической линии». Став востребованным художником, в 1475 г. мастер пишет «Поклонение волхвов», наполненное портретами семейства Медичи, что сближает его с представителями этой фамилии и обеспечивает дальнейшими заказами.

В 1481 г. папа Сикст IV в числе других художников приглашает Сандро в Рим для росписи Сикстинской капеллы, где тот пишет три фрески, но в 1482 г. умирает отец Боттичелли, и мастер возвращается во Флоренцию. Он общается с членами Платоновской академии Лоренцо Великолепного и работает над портретами и произведениями светской тематики, создавая такие шедевры, как «Весна» и «Рождение Венеры», наполненные глубоким символизмом и синтезом античности и средневекового мистицизма. Считается, что в образе главной модели мастер запечатлел лицо безвременно почившей красавицы Симонетты Веспуччи – своей идеальной возлюбленной. В это же время живописец становится автором серии рисунков пером к «Божественной комедии» Данте, множества религиозных картин, а также ставших знаменитыми ещё при жизни автора тондо с изображением Богоматери.

Будучи глубоко погружённым в духовную культуру своего времени,под конец жизни Боттичелли, тем не менее, остаётся в стороне от современного ему развития искусства, замыкается в себе, впав в болезнь и бедность. Он умер в 1510 г. и похоронен во Флоренции, в церкви Оньисанти, у ног своей возлюбленной.

Почти сразу после смерти мастера творчество его было основательно забыто до самой середины XIX в., когда новые романтики, английские прерафаэлиты, вновь обратились к особой изысканности и одухотворённости, волнующему очарованию и эмоциональной линеарности, свойственным лучшим произведениям ренессансного художника.

Автор текста: Морочковская Инна Викторовна.

Оставить комментарий